17, 18 и 19 декабря на сцене Московского Камерного музыкального театра имени Б.А.Покровского пройдут первые представления оперы Стравинского
«Похождения повесы» в легендарной постановке основателя театра, реконструируемой после многолетнего перерыва. В вечер премьеры за пультом будет стоять ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ.
Оперный шедевр Игоря Стравинского, укоренившийся в России под именем «Похождения повесы» (более точный перевод оригинального названия The Rake's Progress – «Карьера распутника» – в пуританские советские времена легко мог бы надолго перекрыть путь на сценические подмостки), создан в середине двадцатого столетия по мотивам одноименной серии гравюр Уильяма Хогарта. В либретто, написанном знаменитым английским поэтом Уистаном Оденом и его постоянным сотрудником Честером Колменом, элементы авантюрного романа и средневекового моралите переплетаются с «фаустианскими» мотивами. Чего здесь только нет: любовь и предательство, сцены на аукционе, в публичном доме и на кладбище, бородатая женщина и дьявол, охотящийся за душой героя, кончающего в итоге свою жизнь в доме умалишенных…
В «Похождениях повесы», завершающих так называемый «неоклассический» период в творчестве Стравинского, легко просматриваются «следы» Моцарта и итальянской оперы, но вместе с тем буквально в каждой ноте ощутимы почерк и стиль одного из самых парадоксальных композиторов двадцатого столетия. Многим современникам язык оперы казался несколько архаичным, но, как верно заметил по этому поводу сам Стравинский, «предполагаемый шаг назад в «Повесе» принимает радикально новаторский вид, если сравнить его с некоторыми устремленными в будущее операми последних лет»...
Впервые поставленная в 1951 году в Венеции под управлением самого автора, опера обошла подмостки бесчисленного множества театров и фестивалей, и интерес к ней, похоже, с годами лишь возрастает. «Похождения» ставили крупнейшие режиссеры – от Ингмара Бергмана до Робера Лепажа. Свои версии этой оперы записали, помимо самого Стравинского, такие дирижеры, как Риккардо Шайи, Эса-Пекка Салонен, Сильвен Камбрелен, Сейджи Озава, Джон Элиот Гардинер, Кент Нагано. Высоко котируется на мировом рынке и единственная российская запись, сделанная в свое время солистами и оркестром Московского Камерного музыкального театра под управлением Анатолия Левина.
В Камерном музыкальном театре – и вообще на русской сцене – опера Стравинского впервые была представлена в 1978 году. Русский текст сделан Наталией Рождественской специально для этой постановки, над которой вместе с Борисом Александровичем Покровским работал ее сын, прославленный маэстро Геннадий Рождественский (в тот период – главный дирижер Камерного музыкального театра). Сценографию к этой постановке создал Иосиф Сумбаташвили.
«Похождения повесы» – один из самых легендарных спектаклей Театра Покровского первого десятилетия его существования. Два других спектакля-легенды – «Нос» Д.Шостаковича и «Ростовское действо» Д.Ростовского – все эти годы не сходили со сцены. «Повеса» не шел около двадцати лет. За это время в России появилась лишь одна постановка последней оперы Стравинского, осуществленная Дмитрием Черняковым в Большом театре, где продержалась буквально пару сезонов. И сегодня Камерный музыкальный театр, в преддверии столетия со дня рождения Покровского предпринимающий смелую попытку реконструкции гениального спектакля Мастера, вновь оказывается единственным в России, в чьей афише есть эта опера. На родине композитора «Повеса» по-прежнему остается раритетом.
Над реконструкцией спектакля работают ученик и соратник Покровского Григорий Спектор (участвовавший в 1978 году в его выпуске), художник Юлия Акс и главный дирижер театра Владимир Агронский. В декабре к ним присоединится дирижер-постановщик Геннадий Рождественский, под чьим управлением и пройдет первое представление.