28.09.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 6224; сегодня: 4.

Время для урока

Время для урока

Время – весьма важная категория для участников конкурса «Учитель года России-2010». Успеть подготовиться к очередному конкурсному заданию, успеть пообщаться, успеть, если получится, выспаться… 26 сентября половина учителей, отчитавшихся накануне на «Методическом объединении» о своем опыте работы, давали открытые уроки. И говорили в том числе о времени.

Урок географа из Кабардино-Балкарской Республики Евгении Усенко был посвящен часовым поясам на территории России. Для начала Евгения Вячеславовна предложила помечтать. Восьмиклассник рассказал о своей мечте: «Построить большой остров и жить на нем». Когда мечты сбываются, хочется воскликнуть: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!». Мгновенье, время… А что это такое? Оказалось, не так мы много знаем о времени. Даже определение дать непросто. Ведь время – это и период, эпоха, и определенный момент, в который что-то происходит, и пора дня, года, и благоприятный момент, и форма глагола. А что уж говорить о сложных понятиях, связанных со временем, – часовые пояса, летнее, декретное, поясное время? Их ребята и узнавали на уроке. Оказалось, что Россия протянулась со 2-го пояса по 12-й. Потом школьники начали решать задачки по теме. Например, Евгения Усенко предложила им такой сюжет: «На конкурс конкурсанты прибыли из разных регионов и в разное время. Я вылетела из Нальчика в 15.50 по московскому времени и летела 2 часа. Ждала 2 часа. От Москвы до Магнитогорска летела 2 часа. Во сколько меня встретила гостеприимная магнитогорская земля?».

«На конкурсном уроке самый главный соперник – время», - сказал преподаватель ОБЖ из Республики Татарстан Ильгизар Гадельшин во время самоанализа. Однако педагог использовал время, отведенное ему для урока, весьма плодотворно. Восьмиклассники узнали о пожарах столько, сколько не знали всю свою жизнь до этого. Сначала вспомнили, играючи в «Брейн-ринг», что знают об этих трагедиях, затем разгадывали загадки, вспоминали виды пожаров. Параллельно выяснили, что мобильный номер, по которому можно позвонить в пожарную охрану, – 112, и эта информация, пожалуй, самая полезная! Однако не единственная. Ребята изучали Закон РФ «О пожарной безопасности», разбирали конкретные примеры пожарных ситуаций, показанные в видеофрагментах, и пытались посмотреть на свое жилище глазами сотрудника Министерства по чрезвычайным ситуациям – насколько оно безопасно? Ведь 97% пожаров в нашей стране происходит по вине человека.

О прошедшем времени говорила учитель истории из Курской области Наталия Ковтонюк. На ее уроке восьмиклассники выясняли модель и способ становления индустриального общества в Англии. Решили, что модель этого общества можно представить в виде рисунка, схемы, таблицы. А еще – как систему. Четыре круга – четыре сферы: социальная, политическая, экономическая, духовная. Заполняя круги, ребята вспоминают множество нужных терминов и понятий - промышленный переворот, урбанизация и т.п. Затем пришла пора читать текст и находить в нем черты индустриального общества в Англии. Свои подсказки школьникам дала карта. Прозвучал аудиофрагмент книги Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии» и отрывок из оперы Шарля Гунно «Фауст». Все это для того, чтобы модель индустриального общества в далекой Англии XIX века стала близкой и зримой.

«Как вы получаете знания, какие есть способы?», - спросил девятиклассников тульский биолог Андрей Гарифзянов. «Чтение книг, просмотр телепередач, наблюдение, получаем знания на уроках, ставим эксперименты…», - ответили ребята. Андрей Рузильевич попросил ребят сложить и запустить бумажный самолетик, затем спросил: «Глядя на полет самолетиков, какие знания вы могли получить?». Оказалось – знания о том, как устроены настоящие самолеты, ведь бумажная игрушка – это несовершенная, но все же модель… А затем ребята получили очень интересное задание – создать модели организмов, абсолютно приспособленных к различным средам – водной, наземно-воздушной, почвенной. Рисунки и аппликации повесили на доску. А после изучения вместе с педагогом способов, с помощью которых животные прячутся от своих врагов или их отпугивают, дети смогли свои шедевры скорректировать. И сделали вывод: идеальных моделей не бывает.

На флаге города Магнитогорска – черный треугольник. Он символизирует руду. Именно с этого начала свой урок химии в 9 классе Роза Халадова из Чеченской Республики. Занятие было посвящено теме «Физические свойства металлов». Вспомнили: атом, электроны, положительные ионы, электронные газы, электронное облако, кристаллическая решетка. И начали ставить опыты. Стекло, дерево, металл – свойства материалов лучше познавать в сравнении. Выяснили, что самый тепло- и электропроводный – металл. А пластичность – уникальное свойство именно металлов. Причина всех эти чудесных свойств – подвижное электронное облако. Закончился урок тем же, чем начался, – треугольником, только уже не магнитогорским, а магическим треугольником химии.

Урок-включение провел для одинадцатиклассников филолог из Вологды Вячеслав Вахрамеев. Рассказ Ивана Бунина «Холодная осень», который был положен в основу урока, совсем короткий, но в нем уместилась человеческая жизнь, да, пожалуй, и вся трагедия русской эмиграции – безвозвратно потерянного для России поколения, которое бежало за границу от революции и Гражданской войны. Понять их, понять самого Ивана Бунина, а не только проанализировать текст рассказа, было непросто за 30 минут. Однако осмысление исторического контекста, роли детали и вечных образов помогло выйти на глубокие обобщения. Наверняка выпускники еще вернутся к «золотому слову» Бунина, но уже на совершенно новом, высоком уровне.

Фольклор – благодатная тема для пятиклассников. А уж если занятие проводит учитель музыки, который фольклором занимается углубленно, - тем более. Не хочется отрываться от замечательных мелодий, красивых слов. Елена Лоцман, музыкант из Республики Карелия, успела с ребятами воспроизвести хором звуки леса – там и филин ухает, и кукушка кукует, и ветер шумит, и озеро рядом плещется. И в хороводе дети прошлись, под песню «Я не знаю, куда вьюн положить». И разобрали, какие бывают песни – плясовые, календарные, обрядовые, исторические, частушки. И «Тонкую рябину» послушали и прочувствовали. И «Ой, ты, Порушка-Параня» исполнили. Поистине, время растягивается волшебным образом, если урок интересный!

Учитель русского языка и литературы, который читает стихи, вдвойне интересен своим детям. Наталья Малуха из Орловской области начала с исполнения короткого, но очень красивого стихотворения в прозе «Нищий» Ивана Тургенева. А затем начался урок русского языка на тему «Изобразительно-выразительные возможности синтаксиса. Роль простых и сложных предложений в тексте». Девятиклассники проводили синтаксический анализ текста, а одновременно глубже понимали замысел автора. Почему в описании нищего использованы бессоюзные и простые предложения? Чтобы создать образ. А еще видно, что лирический герой стихотворения встречает этого нищего старика внезапно. Излюбленный авторский знак Тургенева – многоточие. Здесь оно – символ отчаяния. Приемы – градация, парцелляция, синтаксический параллелизм – обретали на этом уроке жизнь и конкретное воплощение. Школьники теперь наверняка по-другому посмотрят на нищих на улице…

Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета». Основные мероприятия «Учителя года России – 2010» состоятся с 23 сентября по4октября 2010 года в Магнитогорске Челябинской области, церемония награждения абсолютного победителя – 5 октября 2010 года в Москве.

Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ

Магнитогорск Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация
Поделиться:

Интересно:

Выставка к 220-летию Михаила Глинки проходит в Риме и Берлине
29.03.2024 17:02 Мероприятия
Выставка к 220-летию Михаила Глинки проходит в Риме и Берлине
В Русском доме в Риме открылась выставка Российского национального музея музыки, приуроченная к 220-летию со дня рождения Михаила Глинки (1804-1857). Великий композитор считается основоположником русской национальной оперы, его творчество было тесно связано с Италией: он прожил на полуострове с...
5 проблем с автомобилем, которые можно решить без посещения СТО
29.03.2024 14:42 Консультации
5 проблем с автомобилем, которые можно решить без посещения СТО
Современный автомобиль является сложным механизмом, требующим регулярного технического обслуживания и ремонта. Однако, не всегда необходимо обращаться к специалистам на станцию технического обслуживания для решения возникающих проблем. В этой статье эксперт Компании ЛАТ расскажет про несколько...
В Москве представили книгу о юных защитниках Родины времен ВОВ
29.03.2024 11:42 Новости
В Москве представили книгу о юных защитниках Родины времен ВОВ
В Музее военной формы Российского военно-исторического общества состоялась презентация книги «Юные защитники Родины. Память о вас никогда не умрет». В мероприятии приняли участие: Советник Председателя Российского военно-исторического общества Ростислав Мединский, заместитель начальника...
Как законно снизить налоговую нагрузку
28.03.2024 17:56 Консультации
Как законно снизить налоговую нагрузку
Предприниматели имеют право и законную возможность уменьшать налоги. Одна из самых очевидных мер – подбор оптимального налогового режима. Так, многим предпринимателям доступна упрощенная система налогообложения (УСН) с простой и понятной формой отчетности, ставкой до 6 или 15% в зависимости от...
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
28.03.2024 12:18 Аналитика
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
В преддверии II Всероссийского конкурса юного художника «Место в России, где я мечтаю побывать», который стартует 1 апреля 2024 года, эксперты Национального туроператора Алеан рассказали, куда хотели поехать дети, исходя из анализа работ прошлого года. Дети в возрасте от 6 до 15 лет поделились...