Контрактное производство (или аутсорсинг производства) представляет собой бизнес-модель, при которой компания передает часть или весь процесс производства стороннему подрядчику. В отличие от традиционного подхода, когда организация самостоятельно производит товар, контрактное производство позволяет снизить затраты и повысить гибкость бизнес-процессов.
Для малого и начинающего бизнеса такой способ позволяет стартовать без больших инвестиций на старте, т.к. не приходится вкладываться в создание производственных мощностей. Предприниматель может сосредоточиться на маркетинге, продажах расширении ассортимента.
Процесс контрактного производства начинается с составления техзадания. Важно прописать все ключевые характеристики будущего изделия, такие как размер, материал, плотность, цвет, упаковка и др. Если на изделии есть утвержденный ГОСТ, стоит воспользоваться им.
Следующий этап – поиск подрядчика. При выборе учитываются следующие факторы:
- Надежность. Важно проверить репутацию производителя и его опыт в отрасли. Нет ли проблем с другими организациями, с персоналом и пр.
- Качество работы. Его проверку можно начинать с небольшой партии. Иногда тестовые образцы изготавливаются бесплатно. Наличие необходимого оборудования, собственной лаборатории качества, технологов и других квалифицированных сотрудников будет преимуществом.
- Цена. Она, конечно, должна быть конкурентоспособной, но не за счет экономии на качестве или сроках производства.
- Локация. Свои плюсы и минусы есть у сотрудничества и с местными, и с партнерами из других регионов (стран). Тут при сравнении цен надо учитывать логистику и другие возможные затраты.
Как правило, подписанию контракта между компанией и производителем предшествует производство тестовых образцов. Задача заказчика – подготовить качественное техзадание, иначе результат может быть далек от ожидаемого. В договоре важно максимально подробно прописать все условия соглашения, такие как сроки, объемы, качество продукции, стоимость, правила маркировки. Один из значимых пунктов - ответственность за возможные срывы сроков поставки, брак и форс-мажоры (рост цен, дефицит сырья, поломка оборудования и пр.).
Начиная массовое производство, подрядчик выпускает товары под брендом заказчика, соблюдая требования техзадания. При этом он использует подходящие технологии, контролирует качество и при необходимости сертифицирует и маркирует продукцию. Когда товар готов, он обязательно проходит проверку, и только тогда заказчик принимает готовую продукцию в соответствии с договором.
Преимущества контрактного производства:
- Снижение капитальных затрат. Не нужно тратить деньги на оборудование, производственные площади, наем и обучение сотрудников. Предприниматель платит только за готовую продукцию.
- Гибкость. Можно возможность протестировать нишу. Если спрос на товары растет, есть возможность быстро увеличить объемы производства, при этом не нужно думать о новых площадях, оборудовании. Кроме того, у компаний есть возможность выбрать подрядчиков, которые обладают высокой квалификацией и используют новейшие технологии.
- Снижение рисков. Поскольку подрядчик берет на себя большую часть операционных процессов, не нужно беспокоиться о проблемах с производственными мощностями, устареванием технологий и оборудования, управлением процессами.
- Доступ к новым технологиям. Подрядчики могут иметь более современное оборудование и квалифицированных специалистов, что позволяет уже вам подняться на более высокий уровень, чем если самостоятельно заниматься производством.
- Международные возможности. Контрактное производство позволяет выбрать партнера в странах с более низкими затратами на труд и материалы.
Такой подход может быть использован в самых разных отраслях. Часто им пользуются производители одежды и обуви, текстиля, аксессуаров, товаров для дома, косметики, бытовой химии и пр. Принципы работы с контрактным производством в разных нишах похожи.
Как и любая модель, контрактное производство имеет свои риски и недостатки. Стоит помнить о следующих моментах:
- Контроль качества. Предприниматель не участвует в процессе производства, есть риск, что продукция не будет соответствовать стандартам. Чтобы избежать этого, стоит тщательно прорабатывать техзадание и контролировать не только конечный продукт, но и работу на определенных этапах.
- Зависимость от подрядчика. Если у производителя возникают проблемы (например, сбои в поставках или технические трудности), это может повлиять на сроки и качество продукции. Кроме того, приоритет иногда отдается крупным заказчикам, поэтому небольшие объемы могут отодвигаться в очереди.
Сроки производства, кстати, зависят от сезона. Поэтому по техническим расчетам производство может занимать месяц, но в пик сезона будет в разы дольше. Это обусловлено не только загруженностью фабрик, но и нехваткой материалов.
- Защита интеллектуальной собственности. Если предприниматель передает производство стороннему подрядчику, важно позаботиться о защите своих технологий, ноу-хау и прочих данных. Важно прописать эти пункты в договоре.
В целом, контрактное производство дает возможность снизить капитальные затраты, ускорить выход на рынок и повысить гибкость. Однако важно тщательно подходить к выбору подрядчиков и контролировать качество продукции, чтобы избежать потенциальных рисков.
Изображение (фото): из открытых источников