Аналитики компании «Метриум» подвели итоги года на первичном рынке бизнес-класса Москвы. Объем предложения увеличился на 38,8%. Средневзвешенная цена квадратного метра в квартирах бизнес-класса составила 432,7 тыс. рублей (+9,8% за год), в апартаментах – 369,2 тыс. рублей (+8,3% за год).
По данным «Метриум», по итогам 2022 года на первичном рынке бизнес-класса в реализации находилось 138 проектов. Суммарный объем предложения на конец декабря составил около 19,3 тыс. лотов, из них 15,5 тыс. – квартиры и 3,8 тыс. – апартаменты. Количество экспонируемых лотов за год увеличилось на 38,8%.
Продажи стартовали в 32 проектах (в 20 жилых комплексах и в 12 комплексах апартаментов) как от небольших, так и крупных девелоперов.
Новые проекты на первичном рынке недвижимости бизнес-класса в 2022 г.
№ | Название | Девелопер | Объект продаж |
1 | Верейская 41 | ГК Самолет | апартаменты |
2 | Берег Яузы | Хлебозавод №9 | апартаменты |
3 | Покровка, 29 | Частный девелопер | апартаменты |
4 | Twice | Управление делами президента Российской Федерации | квартиры |
5 | Nametkin Tower | ГК Основа | апартаменты |
6 | Mypriority Dubrovka | ГК Гранель | квартиры |
7 | Champine | TOUCH | квартиры |
8 | Преображенская площадь | ГК Регионы | квартиры |
9 | Wow | Страна Девелопмент | квартиры |
10 | Uno. Головинские пруды | ГК Основа | квартиры |
11 | Parkside | Группа ЛСР | квартиры |
12 | Air Space | TPI Company | апартаменты |
13 | 1-й Нагатинский | Prime Life Development | квартиры |
14 | Клубный дом Full House | Холдинг Sezar Group | квартиры |
15 | Дом на Большой Серпуховской 38к8 | Aurora Group | апартаменты |
16 | Интеллигент | Мосреалстрой | квартиры |
17 | Дмитровское небо | Группа ЛСР | квартиры |
18 | Malevich | Концерн Крост | квартиры |
19 | MirrorЗдание | ГК МИЦ | апартаменты |
20 | Лофт Центросоюзный | Частный девелопер | апартаменты |
21 | Инсайдер | РКС Девелопмент | апартаменты |
22 | Loft Рижская | Частный девелопер | апартаменты |
23 | Петровский парк II | РГ-Девелопмент | квартиры |
24 | ОМ | СЗ Доходный дом | квартиры |
25 | Мираполис | ГК Основа | апартаменты |
26 | Portland | ПИК | квартиры |
27 | Moments* | ПИК | квартиры |
28 | Королева 13 | Патек Групп | апартаменты |
29 | The Lake | ГК ФСК | квартиры |
30 | Stories на Мосфильмовской* | October Group | квартиры |
31 | Soul* | Пик | квартиры |
32 | Level Академическая | Level Group | квартиры |
* бронирование
Источник: Метриум
Рейтинг округов в структуре предложения бизнес-класса по количеству лотов претерпел изменения. На первое место вышел ЮАО (20,4%, без изменений). ЗАО, лидер по итогам прошлого года, занял второе место (18,5%, -3,2 п.п. за год).
По стадии строительной готовности большая часть предложений на конец 2022 года сосредоточена в корпусах на этапе монтажа (53,8%, +9,6 п.п. за год).
Как и в массовом сегменте, в бизнес-классе наблюдается тенденция к увеличению количества компактных лотов – студий и однокомнатных вариантов. В декабре 2022 года студии занимали 16,8% рынка, что на 4 п.п. больше, чем годом ранее. Доля однокомнатных квартир и апартаментов увеличилась на 1,2 п.п. и составила 30,4%. Доля двухкомнатных вариантов уменьшилась, но все еще составляет значительную часть рынка (32,5%, -1,5 п.п.).
Максимальный объем предложения в бизнес-классе по-прежнему реализуется без отделки (66,8%, +11,1 п.п. за год). Квартиры с отделкой white box занимают 21,2% экспозиции (-5,5 п.п.). С чистовой отделкой предлагается 12% лотов (-5,7 п.п.).
По подсчетам аналитиков «Метриум», средневзвешенная цена квадратного метра в квартирах бизнес-класса на конец 2022 года составила 432,7 тыс. рублей (+9,8% за год), в апартаментах – 369,2 тыс. рублей (+8,3% за год). Средневзвешенная цена по всем типологиям составила 423,2 тыс. руб. за кв. м (+9,5% за год). Округом с самой дорогостоящей недвижимостью остается ЦАО (479 тыс. рублей за кв. м). Здесь реализуется 12 проектов, ряд из которых по своим качественным характеристикам тяготеет к проектам премиум-класса. Наиболее бюджетные проекты сконцентрированы в ЮВАО (361 тыс. рублей за кв. м).
Значительный рост цен на квартиры был зафиксирован в I квартале, после чего динамика замедлилась. Апартаменты росли в цене до III квартала 2022 года, затем произошло небольшое снижение средневзвешенной цены из-за выхода в продажу новых проектов.
Средний бюджет предложения на первичном рынке бизнес-класса за год вырос на 3,3%, а сами лоты в среднем стали меньше по площади на 5,6%. Такая динамика наблюдается в первую очередь за счет увеличения числа компактных студий и однокомнатных квартир. По отдельным типологиям изменения средней площади были несущественными.
Стоимость квартир на первичном рынке бизнес-класса в зависимости от типологии
Кол-во комнат | Площадь, кв. м | Цена кв. м, руб. | Стоимость квартир, руб. | ||||||
мин | ср | макс | мин | ср | макс | мин | ср | макс | |
СТ | 12,7 | 27,3 | 56,3 | 213 800 | 418 880 | 963 515 | 4 690 000 | 11 455 510 | 29 676 875 |
1К | 31,3 | 44,9 | 98,9 | 212 500 | 426 370 | 943 625 | 7 763 850 | 19 143 470 | 61 430 000 |
2К | 40,3 | 69 | 138,1 | 209 250 | 414 600 | 948 900 | 12 977 640 | 28 627 490 | 77 418 000 |
3К | 62,1 | 94,7 | 193,2 | 204 400 | 426 270 | 910 185 | 17 654 296 | 40 378 610 | 149 343 145 |
4К+ | 75 | 131,1 | 338 | 256 250 | 452 680 | 938 925 | 26 414 820 | 59 367 300 | 174 641 705 |
Итого | 12,7 | 61,1 | 338 | 204 400 | 423 240 | 963 515 | 4 690 000 | 25 845 620 | 174 641 705 |
Источник: Метриум
Рейтинг самых доступных предложений квартир бизнес-класса в декабре 2022 года:
– Parkside: студия площадью 21,5 кв. м за 6,7 млн руб.
– «Дмитровское небо»: студия площадью 22,2 кв. м за 7,4 млн руб.
– Stellar City: студия площадью 30,8 кв. м за 7,9 млн руб.
Рейтинг самых доступных предложений апартаментов бизнес-класса в декабре 2022 года:
– «Loft Рижская»: студия площадью 12,7 кв. м за 4,7 млн руб.
– «Лофт Центросоюзный»: студия площадью 13,2 кв. м за 4,9 млн руб.
– «Берег Яузы»: студия площадью 17,2 кв. м за 5,2 млн руб.
В 2022 году совокупное количество зарегистрированных ДДУ в проектах бизнес-класса составило 13 тыс. штук (по количеству договоров долевого участия с физическими лицами, исключая инвестиционные сделки (покупка трех и более квартир)). Это на 39% меньше, чем в 2021 и 2020 годах. Год стал менее успешным даже по отношению к 2019 году, когда было заключено около 16,1 тыс. сделок. Падение спроса произошло в апреле, после чего количество регистрируемых ДДУ так и не вернулось к прошлогодним значениям.
Основные тенденции
«Характерный в 2022 году рост экспозиции затронул и проекты бизнес-класса: за 12 месяцев количество лотов в продаже увеличилось на 38,8%. Рынок пополнили 32 новых проекта, – подводит итог Наталья Сазонова, директор по развитию компании «Метриум». – Отмечается тренд на увеличение числа небольших студий и однокомнатных лотов, в первую очередь в сегменте апартаментов. Минимальная площадь лота бизнес-класса сократилась до 12,7 кв. м («Loft Рижская», ЦАО).
Рост цен на квартиры и апартаменты был сдержанным. По итогам года удорожание квадратного метра в среднем составило 9,5%, что даже ниже уровня инфляции (11,9% в 2022 году).
Рынок недвижимости бизнес-класса существенно пострадал от падения спроса. Несмотря на сдерживание цен, внедрения программ субсидирования ипотечной ставки и предлагаемых во второй половине года скидок от застройщиков, продажи после резкого сокращения в начале II квартала не вернулись на уровень предыдущих лет.
С июня 2022 года среди покупателей наблюдался повышенный интерес к ипотечным программам. Доля ДДУ с ипотечным обременением составляла 61-76%, в то время как еще в начале года только половина договоров в бизнес-сегменте заключались с использованием ипотечных средств.
Таким образом, 2022 год для рынка недвижимости бизнес-класса сложился не лучшим образом. В продажу продолжали выходить новые объемы предложения. Рост цен по итогам года оказался ниже уровня инфляции, а повышенные скидки и различные акции делали проекты еще более выгодными для покупателей. Несмотря на это, спрос оставался нехарактерно низким. В 2023 году девелоперы будут продолжать прикладывать усилия для привлечения покупателей. Немаловажную роль в этой ситуации сыграют сохраняющиеся льготные условия ипотечного кредитования и прямые скидки».