Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации предлагает ввести запрет на согласованные действия хозсубъектов, приводящие к необоснованному повышению цен. На эти нарушения также планируется распространить институт предупреждений.
Законопроектом* ведомства предлагается распространить антимонопольные запреты на согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят к установлению экономически необоснованной цены товара, то есть не обусловленной экономическими факторами, такими как существенное изменение спроса или предложения, цены на сырье и материалы, изменение регулируемых тарифов.
Речь идет о повышении цен более чем на 30% в течение 60 календарных дней, которые будут фиксироваться Минэкономразвития РФ, заключение будет направляться в Правительство РФ. На основании поручения Правительства РФ служба будет оценивать действия компаний на предмет необоснованного повышения цен. Отнесение товара к категории социально значимых товаров будет осуществляться при проведении соответствующего анализа Минэкономразвития РФ.
Также будет действовать институт предупреждения, в случае его исполнения административная ответственность не возникает.
Разработанный ведомством законопроект позволит оперативно пресекать недобросовестное поведение отдельных хозсубъектов и будет способствовать обеспечению баланса спроса и предложения на товарных рынках. В случае принятия закона эти изменения будут действовать до конца 2024 года.
Справочно:
*Проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Текст проекта:
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 1.
Внести в Федеральный закон от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 11, ст. 1596; № 16, ст. 2606) изменение, дополнив статьей 153 следующего содержания:
"Статья 153
1. В 2022 - 2024 годах запрещаются предусмотренные антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят к установлению экономически не обоснованной цены на социально значимые товары (далее – товар).
Запрет, установленный настоящей частью, не распространяется на хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Оценка действий хозяйствующего субъекта на предмет соответствия требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, осуществляется антимонопольным органом на основании поручения Правительства Российской Федерации, направляемого в антимонопольный орган при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, содержащим выводы о существенном росте цены товара на товарном рынке (федеральном, региональном или локальном).
Для целей применения настоящей статьи существенным является повышение цены товара более чем на 30 процентов в течение не более чем шестидесяти дней.
3. При оценке согласованных действий, приводящих к нарушению запрета, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, положения части 1 статьи 8 Федерального закона "О защите конкуренции" применяются с учетом следующих особенностей:
пункт 2 не применяется;
пункт 3 применяется в следующей редакции:
"3) действия хозяйствующего субъекта по установлению цены товара не обусловлены экономическими факторами, к которым могут быть отнесены существенное изменение уровня спроса или предложения товара, изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье и комплектующие изделия.".
4. В случае установления антимонопольным органом признаков нарушения в действиях хозяйствующего субъекта, указанного в части 1 настоящей статьи, антимонопольный орган до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства выдает такому хозяйствующему субъекту обязательное для рассмотрения предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также о недопущении совершения действий по установлению экономически не обоснованной цены товара в дальнейшем (далее – предупреждение), в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения не может составлять менее чем три дня. Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение одного дня со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В случае невыполнения предупреждения в установленный антимонопольным органом срок принимается решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите конкуренции".
Выдача предупреждения и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства территориальным органом федерального антимонопольного органа осуществляется с согласия федерального антимонопольного органа.".
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации