Инфляция в январе 2022 г. в помесячном выражении составила 0,99% м/м, в годовом выражении – 8,73% г/г. Основной вклад в инфляцию продолжает вносить рост цен на продовольственные товары. Инфляция по данной товарной группе ускорилась до 1,44% м/м после 1,36% м/м в декабре за счет удорожания плодоовощной продукции несколько выше сезонной нормы. В сфере услуг также фиксируется увеличение темпов роста цен (0,76% м/м после 0,26% м/м в декабре), в том числе, за счет удорожания услуг зарубежного туризма. Вместе с тем непродовольственная инфляция сохранилась практически на уровне декабря 2021 года (0,67% м/м после 0,64% м/м).
За неделю c 29 января по 4 февраля 2022 года инфляция составила 0,29%.
На продовольственные товары цены выросли на 0,31% за счет удорожания плодоовощной продукции на 1,89%, на другие продукты питания рост цен замедлился (0,17% после 0,19%). В секторе туристических и регулируемых услуг продолжился рост цен на услуги зарубежного туризма. На непродовольственные товары цены выросли на 0,16%.
Потребительская инфляция в январе.
1. Потребительская инфляция, по данным Росстата, в январе 2022 г. составила 0,99% м/м (декабрь 2021 г.: 0,82% м/м), с исключением сезонного фактора – 0,66% м/м SA1 (0,48% м/м SA месяцем ранее). В годовом выражении темпы роста цен увеличились до 8,73% г/г (8,39% г/г месяцем ранее).
2. Продовольственная инфляция в январе ускорилась до 1,44% м/м (1,36% м/м в декабре), с исключением сезонного фактора – до 0,71% м/м SA (0,65% м/м SA месяцем ранее). В годовом выражении цены выросли на 11,09% г/г после 10,62% г/г в декабре.
Основной вклад в ускорение продовольственной инфляции внесло увеличение темпов удорожания плодоовощной продукции до 6,59% м/м, что несколько выше средних уровней для данного сезона (в 2016–2021 гг. средний рост цен в январе составлял 5,37%). Вместе с тем на продукты питания за исключением овощей и фруктов рост цен замедлился (0,74% м/м после 1,07% м/м) за счет замедления роста цен на ряд социально значимых товаров (мясопродукты, масла и жиры, молоко и молочная продукция, мука и хлеб).
3. Цены на непродовольственные товары в январе выросли на 0,67% м/м после 0,64% м/м месяцем ранее (с исключением сезонного фактора: 0,62% м/м SA после 0,64% м/м SA месяцем ранее), в годовом выражении цены выросли на 8,73% г/г (8,58% г/г в декабре).
В сегменте непродовольственных товаров за исключением подакцизной продукции рост цен сохранился на уровне декабря (0,6% м/м). Ускорение роста цен на легковые автомобили (1,5% м/м после 1,1% м/м) было практически нивелировано замедлением роста цен на электротовары и другие бытовые приборы, а также снижением цен на одежду и обувь. В то же время темпы роста цен на бензин сохраняются на уровне 0,9% м/м второй месяц подряд.
4. В секторе услуг в отчетном месяце цены выросли на 0,76% м/м после 0,26% м/м месяцем ранее, с исключением сезонного фактора – 0,64% м/м SA после 0,02% м/м SA месяцем ранее. Основное влияние продолжает оказывать волатильность роста цен на услуги зарубежного туризма (4,3% м/м после снижения на -8,6% м/м в декабре).
5. В результате повышенного роста цен в сфере услуг монетарная инфляция (включает непродовольственные товары без подакцизной продукции и рыночные услуги), по оценке Минэкономразвития, в январе по отношению к предыдущему месяцу составила 0,79% м/м после 0,31% м/м в декабре, с исключением сезонного фактора – 0,66% м/м SA после 0,30% м/м SA месяцем ранее.
Потребительская инфляция с 29 января по 4 февраля.
6. За неделю с 29 января по 4 февраля инфляция составила 0,29% н/н после роста на 0,19% н/н.
7. Темпы роста цен на продовольственные товары увеличились (0,40% после роста на 0,31% неделей ранее) за счет удорожания плодоовощной продукции (1,89% после 1,14%). При этом на другие продукты питания рост цен замедлился до 0,17% после 0,19% неделей ранее. На прошедшей неделе снизились цены на мясопродукты (-0,05% после 0,16% при возобновлении удешевления свинины и мяса птицы), пшено, масло подсолнечное, а также яйца.
По другим продуктам питания рост цен сохраняется.
8. Непродовольственная инфляция за отчетный период составила 0,16% (0,14% неделей ранее). Увеличились темпы роста цен на легковые автомобили (0,59% после 0,12%). На электро- и бытовые приборы цены снизились (-0,22% после 0,47%), а на автомобильный бензин рост цен околонулевой (0,02% после 0,18%). Удорожание строительных материалов возобновилось умеренными темпами (0,08% после снижения на -0,07% неделей ранее).
9. В сегменте регулируемых и туристических услуг темпы роста цен увеличились до 0,53% (0,20% неделей ранее). Ускорился рост цен на услуги зарубежного туризма (7,48% после 3,19%), санаторно-оздоровительные услуги (0,37% после 0,25%), а также услуги пассажирского транспорта (0,37% после 0,04%).
Сдерживающее влияние на прошедшей неделе оказала сохраняющаяся вторую неделю подряд околонулевая динамика цен на регулируемые услуги (0,04% после -0,01%).
Мировые рынки.
10. На неделе с 29 января по 4 февраля на мировых рынках продовольствия подорожали масла и масличные – на 0,1–5,7%, сахар-сырец – на 0,2%, говядина – на 4,1% (неделей ранее их темпы прироста варьировались от -0,4% до +5,4%, в январе – от -1,5% до +3,6%).
Понизились цены на зерновые: пшеницу – в среднем на 2,9% (+0,6% неделей ранее, -1,8% в январе) и кукурузу – на 2,4% (+3,2% неделей ранее, +3,0% в январе).
Средние продовольственные цены в мире превысили в феврале 2022 года свой прошлогодний уровень на 15,8%.
11. На мировых рынках удобрений на текущей неделе стоимость калийных удобрений снизилась на 3,1% (-4,4% неделей ранее, -2,4% месяцем ранее), азотных – выросла на 7,9% (-12,5% неделей ранее, -15,6% в январе), цена смешанных, как и на прошлой неделе, не изменилась (-0,5% в январе).
Годовые темпы прироста цен удобрений в феврале составили от +13,0 до +105,5%.
12. На мировом рынке черных металлов на неделе спотовые цены на железную руду уменьшились на 1,1% (+7,3% неделей ранее, +15,3% в январе), а цены на металлолом (Турция) и арматуру (Лондон) увеличились на 5,2% и 5,0% (+0,3% и -0,2% неделей ранее, +0,3% и +0,6% в январе).
В годовом выражении железная руда на спотовом рынке подешевела на 31,4%, лом черных металлов и арматура подорожали на 17,5% и 23,0%.
1 С устранением сезонности (Seasonally Adjusted).