Основные отличия b2b торговли от b2c может назвать практически каждый. Это как меньшее количество клиентов, так и разница в объемах заказов и денежных транзакций, которые значительно больше в b2b. Вместе с тем, между b2c и b2b оптовой торговлей (https://www.agora.ru/blog/b2b-optovaia-torgovlia/) существует и ряд неочевидных отличий, которые важно учитывать на старте оптового бизнеса.
Оптовая торговля имеет несколько характерных особенностей, отличающих ее от розничной. В частности, ее специфику составляют:
1. Регистрация и верификация. Если на сайт розничной компании может зайти каждый, чтобы изучить ассортимент товаров и цены в каталоге, то для доступа к каталогу оптовика потребуется регистрация и верификация пользователя. В b2b для совершения сделки в один клик недостаточно просто увидеть товар и его стоимость: нужно также обсудить условия сотрудничества.
2. Персонализация. Если в рознице цены, скидки и условия покупки одинаковы для всех, то в оптовых продажах дело обстоит иначе. Клиенты в опте требуют персональных условий сотрудничества, что распространяется на ассортимент в каталоге (включая единицы учета продукции), цены, скидки, минимальный заказ, условия оплаты и валюту, резерв товаров на складе.
3. Каталог и контент. Чаще всего оптовые закупщики отлично знают особенности своих товаров и нередко не нуждаются в подробном описании, делая заказы по артикулам в прайсе. В то же время они изучают новую продукцию с особой тщательностью. Поэтому для них важны возможность переключиться на табличный формат каталога, умный поиск (в том числе по артикулам) и скорость подбора аналогов по ключевым характеристикам. Не менее важно иметь подробные описания и обзоры новых позиций с качественными фото.
4. Принятие решений. В рознице решение о крупной покупке принимают максимум семейным составом и довольно быстро. Оптовые же покупатели могут обсуждать сделку в течение длительного времени и на уровне нескольких отделов компании.
5. Обработка заказов. Небольшое число розничных покупок легко обрабатывать по мере поступления. На уровне оптовых компаний обработку проще автоматизировать: так удастся избежать ошибок, неизбежных при необходимости учитывать множество факторов. Сама сделка в опте может быть отложенной, заказ можно собирать несколькими партиями, а оплата может происходить предварительно, постфактум, частично или по взаимозачету — что обычно невозможно в рознице.
Существуют десятки других отличий, которые формируют особенности работы розничных и оптовых компаний. Подробнее о разнице между b2b и b2c расскажем в статье (https://www.agora.ru/blog/raznica-mezhdu-b2b-i-b2c-internet-magazinami-10-neochevidnyh-otlichij/) блога Agora.