Объем цветочного рынка в России превышает 2,5 млрд долларов США, что сопоставимо с объемом рынка общественного питания. При этом даже внушительные объемы не защищают от проблем в отрасли. Участники рабочей встречи обсудили актуальные проблемы цветочной отрасли и наметили пути их решения.
Основные направления развития цветочной отрасли – формирование саморегулируемой организации и создание объединения предпринимателей. При этом, как отмечает Александр Иванович Борисов, Председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, необходимо для начала сформировать объединение, которое способно защищать и продвигать интересы отрасли с последующим созданием структуры, которая занималась бы саморегулированием.
Отрасль раздроблена – всего в России представлено более 50 000 филиалов, при этом ни одна из федеральных сетей не занимает даже 1% от валового объема продажи цветов. Статистика показывает, что от 30% до 50% участников ритейла работает по серым схемам. «Выделяется две основные проблемы: отсутствие кредитных продуктов со стороны российских банков и отток персонала, – отметил Иван Владимирович Утенков, руководитель рабочей группы по регулированию цветочной отрасли при Совете ТПП РФ по развитию потребительского рынка. – Подавляющая часть отрасли функционирует за счет иностранных кредитных средств. Отток персонала только в Москве за этот год превысил 40%, в регионах наблюдается схожая ситуация».
Ключевой проблемой для цветочной отрасли становится незаконная уличная торговля. Об этом высказались Юлия Александровна Краснова, представитель Ассоциации цветочного ритейла, Артем Александрович Николашин, Президент Ассоциации цветочного ритейла. По словам Юлии Красновой, в прошлом году в г. Владимир из-за незаконной торговли закрылось 10 цветочных магазинов. Высокий сезон для отрасли – 14 февраля, 8 марта – не дает возможности заработать за счет незаконной продажи цветов практически на каждом углу. А штрафы несоразмерно малы по сравнению с ущербом, который наносится бизнесу.
«Кредитные организации не понимают, как работает отрасль, нет кредитных продуктов для поддержки именно этого бизнеса, – отметил Андрей Евгеньевич Гордеев, председатель Совета Директоров «Московской цветочной торговой компании». – Отрасль несет на себе кредитные риски, потому что более 80% товара импортируется. Импортозамещение могло бы стать решением проблемы, но для этого нужна поддержка со стороны банков и государства». Важность импортозамещения подчеркнул и Антон Анатольевич Мачелюк, учредитель компании «Цветы от Мачелюка».
Цветочная отрасль, способная предоставить 250 тысяч рабочих мест, осталась без кадров. «Бизнес – это, в первую очередь, люди, – говорит Артем Вячеславович Тимофеев, Член правления Ассоциации цветочного ритейла. – В нашей отрасли – флористы. Цветочная торговля не была включена в список пострадавших, пандемия спровоцировала снижение заработных плат и сокращение рабочих мест. И специалисты были вынуждены перейти в другие сферы рынка». Более 80% представителей сферы – женщины, и вопрос становится актуальным и для Союза женщин России, который на совещании представляла Галина Андреевна Рокецкая, советник Председателя Союза женщин России. Женское предпринимательство – мировой тренд, и необходимо оказывать представительницам бизнеса всестороннюю поддержку.
Предложения по итогам встречи и план работы будут направлены в Совет ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике. Разработанные предложения по кредитной поддержке будут направлены в МСП Банк, от лица которого на встрече выступил Олег Анатольевич Князев, заместитель Председателя Правления МСП банка. Инициативы по созданию Общероссийского профессионального союза флористов и поддержке женского предпринимательства в России будут направлены в заинтересованные структуры для дальнейшего развития и проработки.