Государственная Дума рассматривает поправки к закону «Об обращении лекарственных средств», исключающие продажу биологически активных добавок к пище из ассортимента аптечных учреждений. Это удар не только по цивилизованному и контролируемому рынку биологически активных добавок (БАД), который формировался на протяжении последних 15-ти лет, но и прямая угроза здоровью конечного потребителя.
Сегодня, когда мы ежедневно натыкаемся в СМИ на случаи с продавцами-мошенниками, которые явно нарушают закон, обманывая доверчивых покупателей, обещая им моментальное излечение от всех недугов, а Президентская Программа «Здоровье нации» набирает обороты, возникновение подобных инициатив идет вразрез не только со здравым смыслом, но и напрямую может нанести вред здоровью граждан.
Аптечные учреждения, предъявляющие к реализуемым товарам высочайшие требования качества и безопасности, вкупе с провизорами и фармацевтами – единственными посредниками в цепочке товар-потребитель, которые способны оказывать наиболее квалифицированную помощь потребителям в выборе продукта – являются последним оплотом прозрачного регулируемого законодательством рынка БАД.
Поскольку биологические активные добавки к пище относятся к той категории пищевых продуктов, которые нормируются по количеству потребления, области применения, а также сопровождаются перечнем противопоказаний и возрастными ограничениями, их применение требует предварительной консультации с врачом (о чем есть информация на этикетке). Зачастую покупателю требуется и определенная профессиональная консультация при их приобретении.
Следует также отметить, что в свидетельстве о государственной регистрации БАД и на этикетке выносится информация только о тех биологически активных веществ, источником которых является БАД, например, источник фенолов, полиненасыщенных жирных кислот, арбутина и т.п. Понятно, что простой человек, прочитав подобную информацию на этикетке, захочет проконсультироваться, но едва ли продавец в супермаркете сможет ему помочь. Несомненно, что уровень подготовки и грамотности в данном вопросе больше у аптечного работника, чем у продавца-консультанта в супермаркете торговой сети.
Продажа продуктов лечебного и диетического питания, биологически активных добавок в аптеках является основным и действенным до сих пор способом Государственной политики в области здорового питания по ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры питания у населения. Как и 12 лет назад все еще значительная часть населения Российской Федерации уверена в том, что товары для здоровья можно приобрести только в аптеках.
Нельзя отрицать и тот факт, что в труднодоступных населенных пунктах биологически активные добавки к пище, лечебные минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания можно приобрести только в аптеках, при полном отсутствии иных торговых объектов в зоне доступа населения, либо при наличии таковых с очень ограниченным ассортиментом, включающим только продовольственные продукты первой необходимости, такие как мука, хлеб, макароны и.т.п.
Важно также отметить, что мировой опыт показывает, что такого паритета придерживаются в большинстве стран мира, в том числе в США, Японии, в Евросоюзе.
Исходя из всего вышесказанного, запрет реализации БАД через аптеки – это возврат к временам «тайских таблеток» и «черного рынка». Цивилизованный рынок БАД фактически закончит свое существование вместе с ответственными производителями, качественной продукцией и контролируемыми продавцами, освободив пространство для последующего развития «черного рынка» БАД, обороты которого уже сейчас составляют миллионы рублей в год, а количество пострадавших от так называемых телефонных мошенников вырастет в геометрической прогрессии.
Получается, что запрет реализации БАД через аптеки – это, прежде всего, запрет прозрачного, цивилизованного, контролируемого рынка, лишение наших граждан последней возможности восполнить те дефициты питания, которые годами копились в их организмах. Подобный запрет приведет как к увеличению риска выброса на рынок фальсифицированных и некачественных продуктов, так и к существенному снижению продаж этой категории продукции в целом. Между тем, индустрия по производству биологических активных добавок одна из немногих в России с явным доминированием отечественного производителя (соотношение 70% на 30%, в пользу отечественного производства).
«Некоммерческое партнерство Производителей Биологически Активных Добавок к пище, Лечебного и Профилактического питания» (НПП БАД), с момента создания борется за чистоту и прозрачность рынка БАД в России, за здоровье наших граждан. Совместно с силовыми структурами, Обществом защиты прав потребителя и государственными органами, регулирующими рынок, НПП БАД разработало комплекс мер, направленных на жесткое противодействие мошенникам.