Господин Гут, спад на российском оконном рынке продолжается. Какова Ваша оценка результатов 2016 года для отрасли в целом, насколько, на Ваш взгляд, сократились производство / потребление оконных ПВХ профилей и объемы оконного рынка в целом? Каковы результаты прошедшего года для вашей компании?
Ф.Г.: В 2016 году рынок оконных конструкций продолжил падение, но уже не столь стремительно, как в 2015 году, и мы оцениваем снижение его объема примерно на уровне 12–15%. Общая экономическая ситуация серьезно отразилась на покупательской способности потребителей, что не могло не сыграть свою роль и в B2В секторе. Все мы знаем, что большинство россиян живут сейчас в режиме постоянной экономии. Люди стремятся покупать более дешевые товары, вместо того, чтобы платить справедливую цену за качественный продукт. При этом ни для кого не секрет, что цены на ПВХ особенно в пиковые месяцы были невероятно высокими, в основном, из-за разногласий между «Саянскхимпластом» и «Ангарским заводом полимеров». И в дальнейшем мы не ждем кардинального снижения цен на материалы по причине крайне низкой конкуренции на рынке производителей ПВХ. Пока ситуация на российском рынке ПВХ такова, что условия диктует продавец, а не клиент. В такой ситуации производитель профильных систем оказывается перед выбором – снижать цену в ущерб качеству используемого сырья или сохранять качество в ущерб прибыльности компании. В нашей компании вопрос выбора даже не стоял – мы за то, чтобы в любых условиях сохранять высокое качество нашей продукции. Кризисы приходят и уходят, а репутацию можно утратить навсегда. Поэтому все профильные системы Deceuninck имеют сертификат АЦ Национально го рейтингового агентства, который подтверждает наивысший рейтинг качества материала нашего оконного профиля. Чтобы не перекладывать полностью рост цен на сырье на наших клиентов, мы, в первую очередь, стараемся не только снижать накладные расходы компании, но и улучшать эффективность наших внутренних процессов. Благодаря такому подходу, в от личие от большинства компаний на рынке, наш объем реализации в 2016 году не упал, а количество клиентов даже заметно увеличилось. Тот объем, который мы потеряли из-за трудностей наших давних партнеров, мы восполнили благодаря новым заказчикам. Поэтому мы попрежнему чувствуем себя финансово устойчивой компанией. Все производители в последнее время столкнулись с ростом именно эконом сегмента. Мы также не могли не отреагировать на запрос рынка, поэтому предлагаем нашим клиентам не только премиум профиль Deceuninck, но и более доступный профиль Enwin. Однако, несмотря на эту ситуацию, мы отметили заметный рост доли нашего инновационно го продукта «Фаворит Спэйс», и это вселяет оптимизм. В этом энергоэффективном профиле реализован целый комплекс уникальных технических решений, которых нет у наших конкурентов. Стало понятно, что, не смотря ни на какой кризис, всегда остаются продвинутые потребители. Они понимают, что окно – это долгосрочная инвестиция, которая не только подарит комфорт, но и поможет существенно сэкономить на отоплении в будущем.
Как Вы оцениваете перспективы наступившего 2017 года, прекратится ли спад в отрасли? Можно ли рассчитывать на оживление спроса в каких-либо сегментах (секторах рынка)? Каковы планы Вашей компании на этот год и на 2018–2020 годы, какие региональные рынки для Вас наиболее интересны?
Ф.Г.: Мой реалистичный сценарий 2017 года – объем рынка останется на уровне предыдущего года. Мы, как и другие производители профиля, надеемся, что доля низкого ценового сегмента наконец перестанет расти, и рынок начнет двигаться в сторону более качественного продукта. Безусловно, окна – это не предмет первой необходимости, и многие покупатели откладывали крупные покупки «на потом». Тем не менее, все пони мают, что кризис затянулся, а жизнь продолжается, и потребность в новых окнах никуда не денется. Мы ожидаем, что этот «отложенный спрос» начнет постепенно реализовываться уже в 2017 году. Есть повод для оптимизма, поскольку, хоть и медленно, но растет доля по требителей, которые не готовы жертвовать качеством жизни. Они хотят делать осознанный выбор продукта и стали вникать в отличия энергосберегающих окон от обычных. В 2017 году мы планируем продолжать увеличивать долю инновационных продуктов – таких, как про фильная система «Фаворит Спэйс». И наша маркетинговая политика направлена именно на продвижение этого продукта. В 2016 м году у нас стартовал проект «Повышение узнаваемости брэнда», который показал хорошие результаты. И в этом году мы планируем продолжить эту программу, где основной акцент будет попрежнему сделан на продвижении в интернете, но добавится и ТВ реклама на телеканале Россия1 в ряде регионов. В этом году мы отказались от участия в выставке Batimat, поскольку понимаем, что гораздо важнее на данном этапе инвестировать в продвижение продукции «Декёнинк», а также усиление партнерства с нашими лояльными клиентами, обладающими большим потенциалом. Для этого мы планируем в марте провести клиентское мероприятие в новом формате, на котором расскажем о наших новых проектах, о том, как научить сотрудников продавать премиум продукты, и как можно существенно улучшить эффективность работы компании. Мы верим в то, что сильное партнерство, открытость в обмене информацией и опытом, смелость в экспериментах являются основой успеха в современном быстроменяющемся мире! Кроме того, весной 2017 года мы планируем полностью перейти на бессвинцовую технологию производства профиля. Одним из приоритетов компании является экология, поэтому, чтобы не стимулировать производство свинца, было принято решение о полном переходе на кальций-цинковые стабилизаторы. Что касается отдаленных перспектив 2018–2020 года, то очевидно, что делать ставку на продукцию экономкласса – это не выход. На рынке крайне важно выделяться, а значит – предлагать клиентам современные технологичные решения. «Декёнинк» всегда выводил на рынок новые продукты, опережая конкурентов. Презентация большого количества новинок, которые концерн вывел на мировой рынок в прошлом году, в очередной раз доказала, что он играет ведущую роль в инновационных разработках для оконных конструкций. Особое внимание европейского потребителя привлекла со вершенно новая концепция комбинированного профиля – окно Eforte Fusion. На раму и створку из ПВХ с внутренней стороны устанавливаются деревянные накладки на обычных липучках, а снаружи (при необхо димости) традиционно защелкиваются алюминиевые, сохраняя внешний вид фасада здания. Таким образом, удается достичь существенной экономии в стоимости оконной конструкции по сравнению с деревянными и алюминиевыми окнами. При этом достигается максимальная теплоизоляция и нужный дизайн. На сегодняшний день Deceuninck является единственным производителем подъемносдвижных дверей (HS порталов) с 5-камерным профилем шириной 76 мм, который позволяет устанавливать стеклопакет до 52 мм. Еще одним интересным решением стала ввариваемая узкая створка в штульповом окне с центральным расположением ручки для открывания. Такая конструкция позволяет обойтись без использования импоста, оставляя весь проем свободным при открытом окне. Кроме того, стекловолоконные технологии открыли совершенно новые возможности в изготовлении теплых и прочных входных дверей Rovex. К сожалению, российский рынок пока не готов к новым премиум продуктам, которые уже вышли на европейский рынок, но мы рассчитываем, что в 2018–2020 годах ситуация изменится.
Раньше было модно рассуждать о драйверах роста. Сейчас, очевидно, можно говорить о «драйверах спада». Какие факторы обусловили длительный спад: насыщение рынка, снижение платежеспособности, сокращение объемов строительства или другое? Что, на Ваш взгляд, может способствовать стабилизации оконного рынка, и его восстановлению, хотя бы в отдаленной перспективе?
Ф.Г.: Здесь целый комплекс взаимосвязанных причин. Первопричиной, конечно, стал внешнеполитический кризис, который привел к падению курса рубля и, как следствие, к снижению инвестиционной активности и покупательской способности населения. Имеет место и замедление темпов роста нового строительства. При этом в условиях кризиса, естественно, спрос вырастает именно на строительные материалы с низкой ценой. Это приводит к ухудшению качества строительства и грозит «отложенными» проблемами, которые в итоге лягут на плечи будущих покупателей недвижимости. Но стоит отметить, что наметилась благоприятная тенденция (особенно в строительстве элитного жилья) – отдавать предпочтение оконным конструкциям, которые не требуют больших затрат, но в будущем дадут ощутимую экономию средств при эксплуатации здания. И, по моим прогнозам, через год-два рынок постепенно начнет разворачиваться в сторону современных энергоэффективных материалов. Примеры реализации таких «пилотных» проектов уже имеются. Но пока, в погоне за дешевым квадратным метром, рынок массовой многоэтажной застройки игнорирует современные технологии, поскольку до сих пор существуют пробелы в российском законодательстве. Введение требований к качеству строительных материалов на законодательном уровне могло бы стать хорошим драйвером роста. Что касается насыщения рынка, то, я считаю, что его пока нет, и оно случится не раньше, чем через 3–5 лет. Сейчас всем производителям не просто, но даже если некоторые слабые компании будут уходить с рынка, то этим необходимо пользоваться. Появляется перспектива занять освобождающиеся ниши. Для этого надо быстро подстраиваться под меняющуюся ситуацию и помнить, что рынок России большой, и на нем всегда есть место для тех, кто не боится трудностей и готов использовать новые возможности!
Интервью было проведено для журнала «Окна и Двери».