Мир давно спорит, что было раньше, курица или яйцо? Конечно, дверная ручка слишком мелкий предмет, чтобы задаваться философским вопросом, все-таки это обычный рычаг, передающий и увеличивающий силу. Со времен использования замка с пружиной, необходимость именно нажимной ручки стала естественной, именно так возможно открывать дверь без ключа. Форма такой ручки может быть разной, широкое же распространение получили «Т» и «Г» образные. Если со вторыми все понятно, простая форма для литья и последующей шлифовки, то с первыми несколько более сложен процесс последующей обработки, являющийся более трудоемким. Поэтому большинство дверных ручек именно «Г» образные. Однако удобство пользователя является важным критерием при выборе. Зачастую мы беремся за дверную ручку очень по разному, для определенного типа людей важен именно плотный тактильный контакт, когда перпендикулярная к двери часть ручки находится между указательным и средним пальцами, у других обхват происходит всей ладонью, где большой палец параллелен самой ручке, а четыре остальных плотно облегают рукоять. Такие способы использования характерны для большой и мужественной мужской руки. Отсюда и очевидная потребность производить различные формы, дабы было из чего выбрать, но это единственная сложность, ведь все остальное превосходно, по крайней мере у Olivari.
На примере именно этого, известнейшего на всех континентах производителя, можно проследить как эволюционировала Т-образная дверная ручка на протяжении последнего полувека. В 1968 году Луиджи Качча Доминиони работает над архитектурным проектом жилого квартала Сан-Феличе в Милане, при проработке интерьеров которого пристальное внимание было уделено мелочам, в том числе и дверной фурнитуре. По заказу маэстро Доминиони фабрика Оливари воплотила в превосходной латуни изящную ручку San Babila. Её примечательный соединительный элемент, между основанием и небольшой цилиндрической рукоятью, словно намекает на естественный и плавный поворот при нажатии на дверную ручку. Кстати, модель производится до сих пор, настолько удачной была идея.
Следующее десятилетие ознаменовалось масштабным применением полимеров при создании предметов декора и мебели. Первой дверной ручкой Olivari из нейлона стала Boma, созданная коллективом GPA Monti в 1972 году. Благодаря искусственному происхождению, пластик обладает существенным преимуществом. С помощью добавления специальных красителей продукция могла быть изготовлена в любом цвете, который всегда был однороден и постоянен. Отсюда и возможность архитектурного дизайна расширялась в несколько раз. Поэтому, в начале своего пути, серия Boma предлагалась в множестве ярких оттенков: красный, желтый, зеленый, черный, белый. Спустя пару лет Луиджи Качча Доминиони возглавляет работы по строительству и отделке жилого комплекса в Монте-Карло под названием Saint-Roman. И в этот раз итальянский дизайнер вновь сотрудничает с семьей Оливари, а результатом их совместного труда стали две серии дверных ручек Montecarlo и Saint-Roman. Обе они ограниченно выпускались в период с 1975 по 1979 года.
В начале 90-х годов Т-образная форма постепенно возвращается в моду и становится востребованной среди дизайнеров и архитекторов. Отдельно стоит отметить Вико Маджистретти, одного из гениев не только итальянского, но и мирового дизайна. Не кто иной, как маститый дизайнер первым заметил и стал наставником для эмансипированной Патриции Уркиолы, впрочем, и многих других деятелей из мира дизайна. Последней работой мастера, совместно с фабрикой Olivari стала чудесная модель Sibilla, запущенная в серию в 1992 году. Кстати, только для «Т» образной формы могла быть создана эта модель, по сути состоящая из двух частей, настолько проста и пряма линия основания, настолько изменяемая, для более удобного положения руки независимо от размера ладони, форма рукояти. Одно из удачных решений сотворить универсальную дверную ручку для женщин и мужчин.
Продолжение эволюции дверной ручки в форме буквы «Т», но уже в XXI веке, читайте через неделю.
Компания Olivari (дистрибьютор в РФ - Olivari Россия) – основана в городе Боргоманеро, на севере Италии, в 1911 году. Практически с самого начала своей деятельности производство сконцентрировано в узкой специализации дверных и оконных ручек из латуни, бронзы и мельхиора, а впоследствии алюминия и нейлона. С начала 30-х годов XX века и по сей день Olivari является ведущей итальянской компанией, производящей дверную фурнитуру мирового уровня. Постоянное развитие за более чем столетнюю историю промышленного дизайна и культуры, сотрудничество с самыми престижными и всемирно известными дизайнерами и архитекторами, – все это олицетворяет Olivari в цепи непрерывной эволюции технологии и изменению передового дизайна с совокупности с применением различных материалов и цветовых решений.
Луиджи Качча Доминиони – Милан, Италия, 1913
Выдающийся итальянский архитектор, Качча Доминиони создает проекты домов на площадях Piazza Sant’Ambrogio (1947) и Piazza Carbonari (1961). В них связана современная архитектура и отдано должное историческим традициям. Такое отношение к переплетению наследия и современности пронизывает творчество Луиджи и для менее значимых творений, например кресло Catilina (1958) для компании Azucena. Руками мастера сделано несколько проектов ручек из латуни, стекла и пластика. Эти творения спроектированы специально для различных архитектурных зданий, и стали такими успешными, что были выпущены в коммерческую продажу.
GPA Монти – Милан, Италия 1948
В 1948 году, после окончания университета, тогда еще очень молодые и амбициозные Жанмилио, Пьетро и Анна Бертарини Монти открывают собственную студию. После войны коллектив занимается реставрацией и проектированием зданий в центре Милана и его новых районах INA-Casa. Самые известные работы, такие как виллы в Пионе (1952),Морбеньо (1957) и Форте дей Марми (1957) были опубликованы в очень популярных итальянских и мировых журналах. Они создавали продукты для De Padova и Fontana Arte. Временами их дизайн становится экспериментальным, так как они являются одними из первых, кто использует пластик для изготовления светильников.
Вико Маджистретти – Милан, Италия, 1920-2006
Ученик Эрнесто Натана Роджерса, обучался на практике в студии своего отца. Он автор проектов многих зданий в Милане: церковь в квартале QT8, Torre al Parco (1956), домов на площадях Piazza San Marco (1965) и Piazza Aquileia (1961). Наибольшую успех ждал Вико Маджистретти за работу по одной из вилл в Аренцано. Кроме проектов по архитектуре, занимался дизайном мебели, где также преуспел. Примерами этой стороны творчества стали: стул Carimate (1960), диван Maralunga (1973), лампа Eclisse (Золотой циркуль, 1967) и кресло Selene (1969).