На новосибирский рынок стала поступать лососевая икра невысокого качества.
В Приморье в этом году отличный улов лососевых. В то время, как дальневосточные промысловики повсеместно сетуют на бедную путину, Приморский край вышел на исторический максимум вылова в 67,2 тысячи тонн рыбы, только на Амуре из которых добыто 48 тысяч. «Из всех субъектов ДФО только наш край сумел прирастить объемы вылова к уровню прошлого года», — не без гордости отчитался губернатор Вячеслав Шпорт на рабочем совещании, посвящённом итогам лососевой путины 2014 года. — «Неплохо поработала в этом году комиссия по регулированию промысла анадромных видов рыб — из-за хороших подходов горбуши и кеты девять раз Росрыболовством были даны корректировки лимитов. К первоначальному прогнозу получено дополнительно 22 тысячи тонн лососевых, из них 20 тысяч тонн осенней кеты».
Однако регион, в котором промысел никогда не вёлся в промышленных масштабах, оказался не готов принять результаты доблестного труда рыбаков. Перерабатывающих мощностей оказалось явно недостаточно, и улов приходилось транспортировать соседям. «Рыба — это очень сложный продукт», — комментирует Ольга Бубнова, финансовый директор крупного российского производителя и поставщика продукции рыбного промысла ПК «Смак». — «Если мы хотим получить продукцию надлежащего качества, тогда важно понимать, что счет времени после отлова идёт на минуты. Поэтому переработка исконно осуществлялась либо непосредственно в море, либо сразу же на берегу. К сожалению, Приморье редко встречается с необходимостью переработки такого объёма, поэтому у наших коллег нет соответствующих производственных мощностей и отработанных методик, благодаря которым переработке такого объёма можно было бы обеспечить необходимую скорость. Ну а ситуации, когда улов вынужденно транспортируется на переработку, конечно же, сразу отражаются на органолептических свойствах добываемой икры, и она, как минимум, теряет свою свежую консистенцию и вкус, поэтому нам, к сожалению, пришлось от неё отказаться. Наши торговые марки имеют своих постоянных потребителей, для формирования сильного брэнда продукту очень важно сохранять стабильные вкусовые характеристики, какой бы привлекательной ни была стоимость их подмены».
Данный факт понимают и сами производители, делая ставку на оперативную реализацию, которой должна будет способствовать символически низкая цена. Икру горбуши, добытую в Советской Гавани предлагают от 1300 до 2200 рублей. Для сравнения, за такой же продукт, добытый на Камчатке — 3000 рублей, а за икру камчатского кижуча, считающуюся наиболее ценной, просят аж 3600 рублей за килограмм.
«Конечно, в нашем бизнесе очень много тонкостей, которые можно узнать, только заработав на этом поприще солидный опыт», — признает Ольга Бубнова. — «Но для людей, которые хотели бы наверняка не прогадать с качеством, можно посоветовать некоторые моменты, которые стоит учитывать при покупке.
Первым таким моментом, конечно же, является цена — хороший продукт не может стоить дёшево. Я не призываю покупать самое дорогое, но и выбирать самую дешевую икру тоже не стоит, это не тот случай. Вторым моментом я бы выделила место производства. Среди искушенных ценителей лучшей считается икра с Сахалина многие верят, что она во многом отличается от и Камчатской, и от Приморской».
В довершении стоит отметить, что средняя цена на лососевую икру в новосибирской рознице сейчас составляет около 2500 рублей, и по официальному прогнозу Минсельхоза, до конца текущего года может повыситься на 2-3%.
Справка о компании
Производственная компания «Смак» основана в 1998 году. На сегодняшний день является крупным продовольственным предприятием, осуществляющим поставки соленой икры лососёвых, сельдевых, тресковых, корюшковых под торговыми марками «Обкомовская», «Люкс», «ГОСТовская», а так же рыбной фасовки и икросодержащих продуктов собственного производства.
Компания располагает производственными и складскими мощностями на Сахалине, в зоне промысла, и производственно-логистической базой в Новосибирске. Совокупный годовой объем добычи и закупа икры лососёвых пород по состоянию на 2012 год составил 237 т., а объем выручки превысил 360 млн руб.
Продукция поставляется ритейлерам и дистрибьютерам Сибири, Урала, Казахстана и Киргизии, среди постоянных клиентов компании — крупнейшие федеральные сети: Холидей, Ашан, Лента, MetroCash&Carry, Лама, Гигант.
В перспективе 2014 года запланирован выход на рынок Юга России и наращивание объема выручки до 480 млн рублей.