Примером четко структурированного бизнеса по организации проката автомобилей в мировом масштабе может служить один из мировых лидеров в данной сфере – компания Herz, которая является активно действующим игроком в области аренды автомобилей вот уже почти девяносто лет.
За этот значительный срок компания из небольшой, местечковой чикагской фирмы по прокату автомобилей развилась в огромную корпорацию, которая располагает почти двумя тысячами представительств в США и еще более чем пятью тысячами – по всему миру. Можно себе представить финансовые обороты компании, имеющей такой размах…
Отечественные компании, которые действуют на российском рынке автомобильного проката, такими масштабами, конечно же, пока еще похвалиться не могут. И дело не только в том, что услуга проката авто для большинства россиян пока еще явление, скорее экзотическое, нежели закономерное. Не будем забывать, что стабильный рынок спроса и предложения в данной специфической сфере начал формироваться в Российской Федерации не так давно, всего лишь лет двадцать тому назад.
А до этого, во время Советского Союза и железного занавеса прокат автомобилей сам по себе, чисто идеологически, был как бы явлением чуждым, из забугорной жизни. Разве что Интурист как то в подобном бизнесе старался действовать, снабжая арендными автомобилями немногочисленных иностранных туристов. Для остальных же среднестатистических жителей государства сама идея проката автомобилей казалась ненужным излишеством, буржуазной роскошью и баловством.
Хотя, справедливости ради следует отметить, что в последние годы динамика развития прокатного рынка показывает стабильную тенденцию к росту оборотов и объемов. Такие компании, как столичная “Splash rent a car”, например. Правда, отечественным компаниям еще многое следует узнать, изучить, приноровиться к специфике российского потребительского рынка. Который, между прочим, характеризуется, например, следующей особенностью: огромные расстояния, километраж которых никак не умещается в европейские нормативы проката, как известно, предполагающих скрупулезный подсчет дневного пробега выдаваемых в аренду автомобилей.
Отечественным компаниям, той же “Splash rent a car”, приходится как то приноравливаться. Или повышать сам ежедневный лимит пробега (что в любом случае ведет к повышению тарифов за услуги по прокату автомобилей). Или же действовать по каким то другим принципам, ограничивающим нормативы интенсивности использования прокатных автомобилей на огромных территориях Российской Федерации (где, если честно, и дороги особым качеством не блещут, что опять-таки является лишним поводом для беспокойства по поводу итоговых амортизационных характеристик выдаваемых на прокат автомобилей ).
Все это, конечно же, отнюдь не способствует интенсивности и динамике развития данной сферы услуг и данного бизнеса. Однако отрадно то, что процесс, все таки, налицо. И отечественные компании как минимум стараются набрать максимально возможные обороты. Ну и, конечно же, попробовать сломать устоявшиеся стереотипы, касающиеся общего представления об экзотичности такого вида услуг, как прокат авто – куда же без этого…