На сочинскую Олимпиаду приехали и кубанские виноделы. Их павильоны и стенды разместились во многих местах – в Олимпийском парке, в микрорайоне, где проживают журналисты, в медиацентре, расположенном на сочинском морвокзале…
Фанагорийский стенд, где предлагают продегустировать и приобрести вина, расположился в Олимпийском парке – в Доме гостеприимства Краснодарского края возле экспозиции всех регионов России (распределены по федеральным округам, и в каждом показывают какую-то изюминку – зажигательную музыку народов Северного Кавказа, кукол финно-угорских народов, симуляторы заснеженных просторов Крайнего Севера или изделия народных промыслов Дона, Центральной России или Урала).
Итак, в Олимпийском парке всем гостям Олимпиады предлагают познакомиться именно с фанагорийскими винами. Но работать здесь очень непросто – в отличие от других зон, на территории парка запрещен любой брендинг, кроме официальных спонсоров Олимпиады. Поэтому на дегустацию вина предлагаются в одинаковых керамических бутылках (кстати, произведенных тоже в керамическом цехе «Фанагории») без этикеток, а рядом, где вина продаются, бутылки помещены в непрозрачные бумажные пакеты. Кроме того, на спортивные мероприятия, проходящие в Олимпийском парке (как и на другие подобные мероприятия), нельзя проносить стеклянную тару, поэтому процедура дегустации и покупки выглядит так: гости подходят к дегустационной стойке, где им предлагают попробовать вина и рассказывают о каждом (повторюсь, не показывая этикеток); затем понравившиеся вина можно купить – для этого гости подходят к стойке продажи, называют понравившееся вино, и им его переливают из бутылки в бумажном пакете в пластиковую бутылку (тоже без каких-либо этикеток) или наливают в пластиковый стакан. Возможно, это не совсем подходит для того, чтобы потребитель смог корректно оценить качество вина, но правила безопасности суровы и непререкаемы.
На дегустацию и продажу предлагается практически весь спектр фанагорийских вин: игристые «Фанагория» и «Blanc de Blancs» («Белое из белого») брют, «Каберне-фран» и молодое «Мускат Оттонель» полусухое (последнее, кстати, завоевало статус «лучшего игристого вина Кубани 2013 года»); сухие из серии «Авторских вин» - «Алиготе-Рислинг» и «Шардоне-Алиготе»; «Каберне розовое» полусухое; красные – «Цимлянский черный» из коллекции НР и «Каберне – Саперави» из «Авторских вин», выдержанные вина из коллекции «Крю Лермонт»: «Каберне-Совиньон» (выдержка во французских бочках) и «Саперави» (выдержка в бочках из кавказского дуба собственного производства «Фанагории»); наконец, наше ледяное вино «Рислинг».
По словам управляющей розничной сетью «Фанагории» по Большому Сочи Антонины Колонтаевой, за первые 5 дней работы стенда было продано около 600 бутылок вина. При этом нужно учесть, что продажи идут как бутылками, так и стаканами (по 200 мл). Наибольшей популярностью пользуются игристые «Мускат Оттонель» и «Каберне-фран», «Каберне розовое», белое сухое «Шардоне – Алиготе» и красное выдержанное «Саперави».
Из интересных наблюдений отметим большой интерес к столь небольшому сегменту как розовые вина. С одной стороны, это можно объяснить тем, что многие гости по привычке спрашивают полусладкие и крепкие вина и, узнав, что в наличии в основном сухие и несколько полусухих (которые и есть розовые), просят попробовать именно их. Но сотрудники стенда считают, что это не совсем так, и именно розовые вина нравятся многим (примерно 20% от общего числа любителей вин).
За 4 дня продегустировано 200 бутылок, в т.ч. 18 бутылок ледяного вина (оно, правда, продается не очень бойко – стоимость достаточно высока).
Еще несколько цифр: за 2 дня на дегустацию уходит по 1000 стаканчиков; где-то 50% от общего числа дегустирующих, по-видимому, просто хотят выпить, а вот остальные более-менее разбираются или желают разбираться в вине. Около 80% гостей – россияне (наверное, здесь определенную роль играет тот фактор, что не все иностранные гости знают, что в Доме гостеприимства Краснодарского края проходят дегустации, и проходят мимо; но нельзя исключать также факт, отмеченный гостями из Венгрии, которые посетовали, что вообще на Олимпиаду приехало в процентном соотношении довольно немного иностранных гостей). Среди иностранцев, продегустировавших фанагорийские вина, назовем представителей Украины, Беларуси, Армении, Таджикистана, Кыргызстана, а также Канады, Новой Зеландии, Венгрии, Чехии, США, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Израиля, Германии, Франции, Японии, Китая, Хорватии и Великобритании.
В завершение отметим, что стенд кубанского вина в Олимпийском парке действительно пользуется большим успехом среди гостей Игр. Надеемся, что это знакомство – для многих россиян и иностранцев первое – с высококачественным кубанским вином продолжится, и наши вина обретут многих новых ценителей.