Президент Российской Федерации 23 июля 2013 г. подписал Федеральный закон № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий внесение изменений в систему государственного (муниципального) финансового контроля, порядок его осуществления, а также в части установления ответственности за допущенные бюджетные нарушения. Закон принят в рамках реализации мероприятий, предусмотренных программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов.
Новый финансовый контроль
В законе, в частности, государственный (муниципальный) финансовый контроль определен как контроль, направленный на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Закрепляется исчерпывающий перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля, а также уточняются полномочия органов финансового контроля в отношении юридических лиц, не созданных на основе государственного (муниципального) имущества.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль разграничивается на предварительный и последующий, вводятся понятия внутреннего и внешнего финансового контроля, конкретизируются полномочия органов контроля. К полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, кроме прочего, отнесен контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, а также отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Даются определения методов осуществления финансового контроля, а также устанавливаются формы документов, оформляемых по результатам контрольных мероприятий, проведенных с применением того или иного метода.
Кроме бюджетных полномочий органов финансового контроля, установленных Главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вводятся дополнительные, например, аудит эффективности, полномочия по проведению которого закрепляются за Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Серьезный подход
Глава 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, посвященная нарушениям бюджетного законодательства и ответственности за них, признается утратившей силу, при этом кодекс дополняется главами 29 «Общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения» и 30 «Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение». Вводится понятие «бюджетное нарушение» и устанавливается закрытый перечень видов нарушений и мер принуждения, применяемых за их совершение. Предусмотрено, что объекту контроля будут направляться представления, содержащие обязательные для исполнения требования по принятию мер для исправления выявленных нарушений, и (или) предписания, содержащие требования по устранению нарушения и (или) возмещению причиненного ущерба.
Значительно расширен перечень мер административной ответственности за допускаемые объектами контроля бюджетные нарушения.
Работа на местах
Нововведения, предусмотренные в принятом законе, имеют большое значение в развитии системы финансового контроля в бюджетной сфере. Органам государственной власти и местного самоуправления предстоит большая работа с нормативной базой, регулирующей распределение соответствующих полномочий и регламентирующей деятельность, прежде всего, органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. При этом предлагаемые нововведения потребуют пересмотра и самого содержания контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической работы всех органов финансового контроля.
Введение новых определений, разделение полномочий органов финансового контроля, усложнение их задач, конкретизация методов финансового контроля и т.д., с одной стороны, создают предпосылки, а с другой - требуют пересмотра самого инструментария контрольной деятельности, повышения ее эффективности и тесного межведомственного взаимодействия.
Организация финансового похода в новых условиях: Есть решение!
Даже при полной проработке всех вопросов создания единой системы государственного финансового контроля и их законодательного закрепления, невозможно эффективное выполнение органами контроля возложенных на них функций при отсутствии соответствующей технической поддержки. Тем более в условиях практически полной автоматизации финансовой деятельности объектов контроля.
Так, на решение задач, стоящих перед органами финансового контроля, в том числе тех, которые встают в связи с внесенными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направлена разработка Компании БФТ — комплексная система автоматизации деятельности контрольно-ревизионных органов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) «АЦК-Бюджетный контроль», которая уже сейчас апробирована и внедрена в ряде регионов. Кроме прочего, система обеспечивает информационную поддержку полного цикла проводимых контрольных мероприятий, повышая эффективность деятельности и взаимодействия органов финансового контроля как по горизонтали, так и по вертикали, а также предусматривает возможность интеграции с автоматизированными системами закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планирования и исполнения бюджета в целях создания единого информационного пространства системы финансового контроля.
Получить более подробную информацию о системе «АЦК-Бюджетный контроль» Вы можете по телефону или по электронной почте. Специалисты Компании БФТ будут рады в удобное для Вас время ответить на все интересующие Вас вопросы.
О БФТ:
Компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ) создана в 1997 году и на сегодняшний день занимает одно из лидирующих положений в сфере управленческих и информационных технологий для государственного и муниципального управления. Направление деятельности Компании – обеспечение возможности эффективно и своевременно решать задачи государственного/муниципального управления и оказания государственных и муниципальных услуг в каждом поселении, каждом муниципальном образовании, каждом регионе России.
Программные продукты БФТ разрабатываются с учетом бюджетной реформы, всех требований законодательства РФ и тесно интегрированы друг с другом. Продуктовая линейка Компании охватывает ключевые сферы государственного и муниципального управления:
• Автоматизированная система управления государственными финансами (АСУ ГФ);
• Консалтинг;
• Управление имущественными и земельными отношениями;
• Многофункциональные центры обслуживания граждан.
Компанией БФТ разработан ряд высокоэффективных решений для коммерческих организаций.
Многолетнее сотрудничество Компании БФТ с органами федеральной и региональной государственной власти, органами местного самоуправления направлено на создание эффективных механизмов государственного/муниципального управления и оказания государственных/муниципальных услуг. Результатом этого сотрудничества стала успешная реализация свыше 2500 проектов в 43 регионах и более чем 8600 муниципальных образованиях Российской Федерации.