Рынок малоэтажного строительства в пригороде Владивостока окончательно ожил после спада в 2008 году, считают специалисты строительного подразделения компании «Нео-Комфорт». При этом одним из главных факторов резкого развития сегмента стало проявление накопленного за время кризиса отложенного спроса на загородную недвижимость.
В рамках проведенного исследования специалисты строительного подразделения компании отметили, что еще в 2008 году сегмент загородного домостроения находился на ранней стадии развития, причем развитие это сдерживалось бурным ростом цен на землю. Со второй половины 2010 года наметилась положительная коррекция цен в сегменте, что немного оживило рынок. Однако только с первой половины 2012 года спрос не только вернулся на докризисный уровень, но и превысил его.
При этом последний год ознаменовался не только ростом спроса, но и смещением акцента в сторону индивидуального жилья. Если раньше за счет широты покупательской аудитории застройщики могли выйти на рынок с готовыми домовладениями определенного стиля и быть уверенными, что дома в короткие сроки найдут своих покупателей, то сегодня компаниям нужно уже предлагать индивидуальные решения, учитывать все пожелания и нюансы каждого клиента.
«Сегодня мы наблюдаем особый интерес со стороны клиентов к премиум-сегменту. Покупатели готовы платить большие деньги за удобство и комфорт. Таким образом, «просевший» в период кризиса сегмент премиум-класса восстанавливается», – рассказывает Тамара Дюжая, генеральный директор «Нео-Комфорт».
Также можно отметить, что большой процент загородных домов приобретают семьи со средним достатком, в которых два или более ребенка. «Дети растут, и семье требуется больше пространства. Цена за квадратный метр во Владивостоке не такая уж и маленькая, в такой ситуации переезд за город – это одно из решений», – добавила Тамара Дюжая. Жилье в пригороде Владивостока все чаще становится предметом ипотеки, где целевым использованием является покупка участка и строительство дома. Заемщик либо продает квартиру в городе и сразу выплачивает примерно половину стоимости дома, либо отдает в залог уже имеющуюся собственность.
Примечательно, что немаловажным фактором возвращения покупателей на загородный рынок также связано с неопределенной финансовой ситуацией в стране и регионе, которая не дает однозначного ответа, в какой валюте лучше хранить свои сбережения, куда инвестировать имеющиеся накопления. В итоге многие пришли к выводу, что лучше накопления потратить, в том числе и на загородный дом, в котором можно жить. Кроме того, расчет некоторых потребителей направлен на то, что недвижимость, расположенную вблизи прибрежных курортов, санаториев и баз отдыха, при желании можно легко сдать и таким образом получать стабильный доход, что повышает спрос на нее со стороны покупателей.