В марте 2012 года гигант Slando поглотил довольно крупную площадку интернет объявлений – Ataxa.ru. Казалось бы – обычная практика в наш век интернациональных мега-корпораций и всеобщей глобализации. Но если разобраться, то это событие может стать звеном цепочки ведущей к существенной переделке, а затем и к монополизации рынка онлайн-объявлений России и стран СНГ.
Немного истории
Slando — один из крупнейших международных порталов бесплатных объявлений. Владельцем являлась английская компания Slando Ltd, которая была создана совместно с американским интернет-гигантом eBay. Впоследствии портал был куплен группой компаний Allegro Mail.Ru eCommerce Group, которая является крупнейшим оператором электронной торговли в Европе. В настоящее время Slando осуществляет деятельность в 10 странах мира. Только российская аудитория портала составляет около 30 млн пользователей.
Сайт объявлений Ataxa начал работу летом 2010 года. Он создавался в рамках проекта Молоток.ру. К моменту продажи доска объявлений Ataxa имела солидную аудиторию. Сайт принадлежал Allegro Mail.Ru eCommerce Group.
Так что же произошло?
Как видно, по сути, никакой покупки не было. Просто имея в своём активе два крупных портала одинаковой тематики, ГК Allegro решила сделать из них один. Всё это очень напоминает ситуацию, сложившуюся на Западе. И в Европе и в США рынок онлайн-объявлений фактически полностью контролируется одним игроком — eBay. Другим примером аналогичной консолидации на Западе является сектор сдачи в аренду частных вилл, где американская компания Home Away Inc стала абсолютным монополистом, скупив всех остальных лидеров рынка. Чем это обернулось для пользователей? Тем что теперь им нужно платить больше.
Чем может грозить монополизация рынка онлайн-объявлений?
По словам Андрея Рясина, директора проекта БесплатныеОбъявления.рф, консолидация рынка онлайн-объявлений негативно отразится на пользователях: «Тенденция не самая обнадеживающая. Это касается не только конкурирующих между собой сервисов онлайн-объявлений, но и обычных пользователей. Монополист обязательно будет диктовать свои условия. Как покупателям, так и продавцам придётся платить ровно столько сколько укажет монополист, и ровно за те услуги, которые монополист посчитает нужным сделать платными. Всем придётся принимать навязанные правила игры. Выбора не будет. Конкуренция – это хорошо, каждый старается привлечь к себе внимание. Например, БесплатныеОбъявления.рф предлагает не только бесплатную публикацию и поднятие объявлений, но и предоставляет возможность продавцам бесплатно открыть свой магазин. На монополизированном рынке вам бы такого не предложили».
Поживём увидим
Конечно, рано ещё делать окончательные выводы. Должно пройти время, прежде чем можно будет с уверенностью сказать о том что начался необратимый процесс консолидации сектора. Будет ли рынок онлайн-объявлений полностью монополизирован как это случилось на Западе? Придётся ли пользователям платить гиганту по установленным им расценкам? Время покажет.