27 мая в Подмосковье состоялся конный пробег, посвященный празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года.
Над старой смоленской дорогой, как встарь, подымается пыль. Семь всадников в гусарских мундирах едут по обочине, чтобы не мешать движению и поберечь подковы и копыта. Водители автомобилей притормаживают, желая получше разглядеть диковинное зрелище, расчехляют фотоаппараты.
- Вы в Бородино? – кричит один из них.
- В Бородино, – отвечает командир отряда.
- А доедете, своим-то ходом?
- Конечно, доедем!
Без малого 200 лет тому назад по этой старой Смоленской дороге, которую сегодня мы называем Можайским шоссе, отступали русские войска. По ней же несколько месяцев спустя бежал Наполеон с остатками своей армии в Европу. Славный юбилей Великой победы русского оружия решили отметить пробегом спортсмены-конники по маршруту Музей-усадьба Большие Вяземы – Музей Бородино. Обязательное условие пробега, по условиям соревнований – наличие военной исторической одежды начала XIX века.
На всадниках — мундиры Александрийского гусарского полка. В начале войны этот полк находился на Киевском направлении, и при его участии была одержана первая победа русской армии в кампании 1812 года под Кобрином. Между прочим, хорошо известная «Гусарская песенка» («Оружьем на солнце сверкая…» – один из вариантов песни Александрийского полка. Гимн этого полка в фильме «Секретный фарватер» поют ...советские моряки, но со словами «Если в море утону, знать судьба такая».
В разные годы в «черных гусарах», прозванных так по цвету мундиров, служили Николай Гумилев, Михаил Булгаков, маршал и президент Финляндии Карл Маннергейм. Символично сложилась судьба полка после революции, в Красной армии в 1918 году на его базе был создан 1-й Оренбургский кавалерийский полк РККА, в 1919-м развёрнутый во 2-ю бригаду 3-й Туркестанской кавалерийской дивизии. В Белом движении летом 1918 года «черные гусары» возродились как Самарский гусарский полк.
И вот семь всадников снова гарцуют по старой смоленской дороге. Езда по обочине шоссе, бок о бок с несущимися на большой скорости авто и огромными грузовиками – не такое простое занятие. Вообще-то обычно конные пробеги проходят по небольшим проселочным дорогам, но на этот раз единственный путь к цели – по обочине оживленного шоссе, и всадники мужественно переносят все тяготы и неожиданности пути. Густая пыль давно покрыла их парадные мундиры, жарко, но ни один мундир не расстегнут ни на одну пуговицу. Вот молодой жеребец испуганно шарахается из стороны в сторону, так что всаднику едва удается утихомирить его. Это и немудрено, с одной стороны – остервенелый лай собак, с другой – грохот проезжающего грузовика. Но истинная причина, оказывается, совсем в другом.
- Это он на наших кобылок загляделся, – чуть позже пояснили мне конники, – Девочки вокруг, вот он и выпендривается, рвется из-под узды. А лай и грохот для него только повод. Лошадиная психология – тонкая вещь!
Первый привал – через 25 километров пути. Лошадей расседлали, напоили, обтерли от пота и грязи. А я наконец получают возможность познакомиться с участниками пробега.
Командир отряда «черных гусар» – мастер спорта международного класса Игорь Складонюк.
- Этот пробег посвящен 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года и всем погибшим с обеих сторон, – говорит он. - В том числе, были погибшие не только люди, но и лошади!
Спрашиваю мнение специалиста о развитии конного спорта в России.
- Видите ли, чем выше уровень экономики страны, тем выше и уровень развития конного спорта, – поясняет Игорь Складонюк. – Россия сейчас и по экономике и по конному спорту – примерно в середине.
Следующий участник пробега давал интервью, стоя на костылях. Совладелец конно-спортивного клуба «Прибой» Татьяна Бойко объезжала молодую лошадь, в итоге оказалась на земле, получила перелом – за несколько дней до пробега. Пришлось ехать в седле автомобиля.
- Одна из целей пробега, помимо военно-исторической – привлечь внимание к проблемам конного спорта России, – говорит она. – Конный спорт в России, в принципе, никому не нужен, и все спортсмены, в том числе и принимающие участие в этом пробеге – все делают за свой счет. В нашей стране почему-то считается, что конный спорт – это спорт богатых, а на самом деле это спорт миллионов. И я считаю, что нужно поддерживать тех, кто стремится заниматься этим спортом. В нашем клубе, например, 35 лошадей, занимается около 20 человек. И, к сожалению, этот пробег может стать лебединой песней для нашего клуба, так как наша конюшня стоит на землях, которые передали Москве, а вопросы переезда пока решить не удалось.
Конником, по словам Татьяны, редко становятся, ими рождаются. Это похоже на болезнь, и совершенно не понятно, откуда она приходит. Татьяна Бойко вспоминает, что впервые оказалась на лошади в шесть лет. А в 19 лет уже сознательно приехала в Москву, чтобы заниматься конным спортом, потому что в родном Сарове такой возможности не было. И таких людей очень много, по мнению Татьяны – не менее 60 процентов.
Подруга Татьяны и соучредитель клуба «Прибой» Оксана Прищепа согласна с тем, что любовь к лошадям сродни болезни, генетической предрасположенности, памяти предков.
- Сегодня все больше людей, которые заводят лошадей даже не для спорта или хобби, а просто как домашнее животное, – считает она. - К сожалению, конные заводы в нашей стране не финансируются и потихоньку вымирают, породы исчезают. Такие, например, как буденовская, донская, терская, рысистые – на грани исчезновения. Конным заводам нужна постоянная поддержка государства, и в советское время они ее имели, а теперь – нет. Худо-бедно существуют заводы, признанные памятниками архитектуры, так как государство обязало хозяев эти заводы содержать. Но в целом конные заводы приходят в упадок. Надежда на богатых людей тоже не оправдалась, они могут держать своих лошадей, но не думают о развитии отрасли коноводства и коннозаводства. Для них это нерентабельно, окупается очень долго. Практически все конные заводы существуют за счет ведения какой-то параллельной хозяйственной деятельности, которая помогает им эту конную сферу поддерживать.
Самое яркое подтверждение слов об избранности или одержимости конным спортом – Мария Кузнецова, самая юная участница пробега. Ей 21 год, она учится на психолога и шесть дней в неделю, как на работу, общественным транспортом отправляется в конюшню.
- Я уже решила, что после окончания вуза буду получать второе высшее, по специальности зоопсихология или ветеринария, – рассказывает она. – Первый раз меня посадили на лошадь в 4 года и, когда снимали с седла, я подняла такой визг, что с тех пор меня стали регулярно водить в конюшню.
- Чем же вам так нравятся лошади? – спрашиваю я. - Может быть, тем, что они бессловесны?
- Да нет, – возражает Мария, – они тоже говорят. Иногда ругаются, иногда радуются. Моему коню, например, сегодняшний пробег очень понравился, он с интересом смотрел по сторонам, впереди бежала кобыла и ему это тоже очень нравилось.
- Маша, извините, а у вас есть молодой человек?
- Нет, пока нет.
- Неужели лошади вытеснили?
- Нет, такой проблемы не существует, просто пока перерыв.
Немного подумав, Мария говорит, что с лошадьми ей интересно общаться. По крайней мере, гораздо интереснее, чем с современным железным конем – автомобилем, добавляет ее подруга. Кто знает, может быть общение с лошадьми, которые сопровождали человечество на протяжении тысяч лет — это действительно тот самый потерянный элемент, который мог бы сделать современного человека счастливым и здоровым душевно и физически? А только такой, полноценный здоровый человек сможет победить в сражениях и схватках грядущего, вне зависимости от того, в какой сфере – военной, экономической или политической – они будут происходить.