И вновь про образование: сколько процентов россиян довольны нашей школой, что показал ЕГЭ и чему надо учить в школах будущего?
В текущем учебном году в школах обучается более 13 миллионов учеников, а ВУЗы посещает более 7 миллионов студентов. Но количество еще никогда не обозначало качества: для большинства наблюдателей и участников образовательного процесса ясно, что сегодня российское образование переживает серьезный кризис. По данным социологов Левада-Центра, 45% граждан страны категорически не удовлетворены текущей ситуацией в российском образовании. 37% участников опроса, проведенного в августе 2011 года, отметили, что качество образования за последние годы только ухудшалось.
Образование отстает от стандартов развитых стран
Любому читателю ясно, что от качества образования в стране зависит практически все – экономика, политика, наука, состояние гражданского общества и т. д. В 90-е годы мы столкнулись с тем, что талантливые ученые либо уезжали на Запад, где могли реализоваться, либо уходили из профессии. Качество подготовки специалистов неуклонно падало. В итоге в начале XXI века мы оказались перед ситуацией, когда технологии и качество современного образования отстают от мирового на 20-30 лет. Подобная ситуация уже наблюдалась в нашей стране в первой трети XX-века. Руководство СССР сумело решить кризис за счет строительства тысяч школ, сотен вузов, академий, училищ. Грамотные специалисты стали ценным ресурсом, который позволил в кратчайшие сроки кардинально преобразовать страну из аграрной в современную индустриальную державу.
Сегодня перед нами стоит очередная проблема модернизации, которая должна не только сократить отставание, но и обеспечить развитие в будущем. К сожалению, сейчас этому мешает сохраняющаяся социальная и политическая нестабильность, а также продолжающиеся негативные тенденции в образовании. В чем они заключаются?
Учебный процесс ориентирован на повторение и запоминание
Существует старая поговорка: «Повторение – мать учения». С советских времен обучение в школе и (в меньшей степени) в вузе, было ориентировано именно на эту поговорку. Весь учебный процесс был направлен на запоминание и воспроизведение огромного массива предметной информации, так называемых базовых знаний. Сегодня изменилось немногое: учеников по-прежнему заставляют запоминать факты и уметь их воспроизводить в виде ответа на уроке или на экзамене.
Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) как раз показало, что в школах учат запоминать ответы на конкретные вопросы. Стоило системе проверки знаний изменить форму, как большая часть экзаменуемых пришла в замешательство. Одна из причин недовольством ЕГЭ заключалась именно в трудностях перестройки на новую систему. Впрочем, многих этот весьма показательный пример ничему не научил. Некоторые участники образовательного процесса восприняли его довольно своеобразно: вместо того, чтобы начать учить детей ориентироваться в предмете, управлять своими знаниями и пользовать ими, большинство преподавателей просто предпочли готовить учеников к сдаче ЕГЭ – т.е. «натаскивать». И вновь вся вина была свалена на ЕГЭ: мол, эта форма экзаменовки вынуждает учеников тренироваться чисто под нее!
Вывод как минимум странный. Стоит понимать, что ЕГЭ – всего лишь инструмент для оценки знаний, сам по себе он не может быть однозначно вредным или однозначно полезным – его действенность будет зависеть от тех, кто будет его применять. С другой стороны, этот инструмент позволил получить более или менее объективную картину происходящего в школе. И что же выяснилось?
А выяснилось то, что современное обучение никак не помогает ученику подготовиться к решению проблем, которые ставит перед ним современность. Современный человек должен уметь принимать решения в ситуациях с незнакомыми факторами, восполняя недостаток информации самостоятельным ее поиском с помощью современных инструментов. Выйдя из школы, молодой человек должен владеть навыками поиска и анализа информации, критического осмысления сообщений СМИ и рекламы, должен уметь работать как самостоятельно, так и в команде, должен быть ориентирован на взаимодействие с другими людьми в рамках публичных дискуссий и т. д. Ничему этому российская школа сегодня не учит. В итоге: мы получаем эдакого фонвизинского «недоросля», только наоборот: он прекрасно знает, где находится Париж, но не знает, как заказать билет на самолет через Интернет.
Модернизация заменяется средствами контроля
Не секрет, что эффективность любой сложной системы зависит от эффективности управления. Управление определяет цели, затем рассчитывает и взвешивает требуемые ресурсы и выбирает оптимальные средства для достижения целей.
В российском же образовании сложилась парадоксальная ситуация: цели были заменены средствами. Нововведения (ЕГЭ, новая система оплаты труда учителя, «подушевое» финансирование) играют роль видимых изменений. Между тем, ни обществу, ни, скорее всего, самим авторам нововведений не понятно: а какой цели они служат?
Еще одной проблемой образования является ее чрезмерная забюрократизированность. Любовь чиновников к бумаге привела к тому, что учителя вынуждены ежедневно заполнять ворох бессмысленных документов вместо того, чтобы тратить время на повышение собственной квалификации. Куча документов позволяет чиновникам от образования успешно отчитываться о своей работе, однако просто закрывает путь для инноваций, в которых так нуждается российская школа.
Кто будет учить учителей?
Подготовка учительских кадров также безнадежно устарела. Студентов педагогических вузов до сих пор ориентируют на обучение соответствующему предмету и методикам его усвоения. Приходя в школу, молодой специалист встраивается в уже существующую классно-урочную систему, которая направлена исключительно на усвоение знаний (зачастую уже неактуальных).
В большинстве своем учителя просто не понимают: зачем человеку необходимо образование и какова его роль в развитии члена общества вообще. Учителя не могут обучить самостоятельно получать и осваивать информацию не потому, что они не хотят, а потому, что сами этого не умеют.
Прежде чем модернизировать школьное образование, необходима кардинальная перестройка системы подготовки педагогических кадров. Только учителя, подготовленные по современным программам, способны привнести в школу какие-либо изменения. Поэтому все современные попытки реформирования школы обречены превращаться в фиктивные успехи и повод для отчетности перед вышестоящими чиновниками.
Что необходимо сделать?
На наш взгляд, для изменения ситуации в образовании необходимо, прежде всего, переориентировать обучение с традиционного усвоения и воспроизведения знаний на создание условий для обучения социально значимым ключевым навыкам и умениям. Иначе говоря, нужно уйти от простой зубрежки фактов, которые не пригодятся за пределами школы, к получению актуальных для современности навыков, которые помогут социализироваться и стать успешным членом общества.
Для этого необходимо:
1. Разработать и внедрить новые государственные стандарты образования.
2. Модернизировать систему подготовки педагогических кадров. Педагоги должны готовиться на базе классического университетского образования. Специалист, получивший образование по той или иной гуманитарной или технической профессии, может пройти дополнительный курс обучения педагогике и стать квалифицированным преподавателем. Необходим резкий рост финансирования оплаты труда учителей, что позволит организовать отбор лучших студентов. В школу пойдут лучшие специалисты, в том числе и мужчины.
Одновременно с этим необходимо освободить школы от старых специалистов, повысив им пенсионные выплаты и стимулируя тем самым прекращение трудовой деятельности.
3. Необходима смена парадигмы экзаменационных процедур. Экзамены должны не наказывать за ошибки, а стимулировать овладение ключевыми знаниями, умениями, навыками. Они должны стать инструментом обратной связи с учащимися, которая позволит оценить эффективность обучения.
4. Внедрить новые формы обучения. Классно-урочная система себя исчерпала. Необходима индивидуализация обучения, повсеместное внедрение дистанционного образования, увеличение самостоятельности учеников в процессе обучения за счет использования современных технологий (мультимедийные курсы, Интернет, проектно-исследовательское обучение).
5. Изменить систему аттестации преподавательского состава. Современная система аттестации направлена лишь на удовлетворение потребностей чиновников от образования. Для повышения эффективности аттестации ключевыми показателями успешности учителя должны стать не диплом и свидетельства о прохождении курсов, а достижения его учеников.
6. Перестроить систему оценки качества образования. Введение ЕГЭ позволило получить объективную картину в образовании, однако одновременно стало препятствием для полноценной оценки знаний учеников. Система оценки качества должна быть переориентирована на анализ того, насколько тот или иной ученик сможет максимально реализовать себя в качестве специалиста и члена общества. Для этого необязательно отменять ЕГЭ – его нужно дорабатывать в правильном направлении. В ближайшие годы там должна появиться значительная доля заданий, которые будут проверять способность ученика к творчеству, а также будут оценивать его способность ориентироваться в непредвиденных обстоятельствах.
Безусловно, это далеко не все. В рамках статьи мы не смогли рассмотреть так называемую альтернативную педагогику, компьютерное обучение и многое другое. Однако главные проблемы и пути выхода из сложившейся ситуации, полагаем, отобразить удалось.
Как вы полагаете: что еще необходимо сделать в нашей школе, чтобы завтра не превратиться в одну из стран третьего эшелона?