Проект «Адаптация учебно-методического комплекса дисциплин по тематическому направлению деятельности ННС «Нанобиотехнологии» под задачи маршрутного обучения студентов» реализуется Академией АйТи в рамках Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы».
Основная цель проекта - повышение эффективности подготовки бакалавров и магистров путём распространения опыта в разработке дистанционных курсов среди вузов, осуществляющих подготовку по тематическим направлениям нанобиотехнологии.
Разработка электронных образовательных ресурсов является одним из наиболее важных направлений деятельности Академия АйТи с 2006 года и сегодня секретами работы над реализацией проекта «Нанобиотехнологии», сложными моментами, с которыми пришлось столкнуться разработчикам, делится с нами Александр Ворожцов, руководитель Департамента Интернет-технологий Академии АйТи.
Александр, расскажите, пожалуйста, о проекте в сфере нанотехнологий, которым Вы руководите? Мои коллеги и я разрабатывали дистанционные курсы для студентов на основе Учебно-методического комплекса по нанобиотехнологиям. Полное название проекта - «Адаптация учебно-методического комплекса дисциплин по тематическому направлению деятельности ННС «Нанобиотехнологии» под задачи маршрутного обучения студентов». Он является продолжением реализованного в 2008-м – 2009-м годах проекта по закупке учебно-методического обеспечения подготовки кадров и программ высшего профессионального образования по нанобиотехнологиям.
Как долго Вы уже занимаетесь этим проектом? С декабря 2010-го. Закончить его мы должны в ноябре текущего года.
Где можно будет найти дистанционные курсы, которые разрабатываются под Вашим руководством? Дистанционные курсы размещены на сайте www.nanoobr.ru. Также в помощь студентам выпущены печатные учебные пособия, макеты которых были подготовлены и сданы в печать с тем, чтобы к сентябрю всё буыло готово.
Какие дисциплины включены в дистанционные курсы?
Мы разработали 8 маршрутов обучения студентов, 4 – для бакалавров, 4 – для магистров. В маршруты включены такие дисциплины, как "Алгоритмы и методы молекулярной динамики", "Биофизика", "Введение в биоинженерию", "Основы иммунологии», "Биосовместимые наноматериалы". Студенты, которые учились по нашим курсам, смогли выбрать один из 4-х маршрутов, который им больше понравился.
Кто, кроме Вас и Ваших коллег из «Института АйТи», принимал участие в создании дистанционных курсов?
Профессорско-преподавательский состав МГУ и БелГУ осуществлял консультационно-методическую поддержку, непосредственно участвуя в разработке курсов.
Что такое маршрут в обучении?
Скажем, студенты должны обязательно изучить некие дисциплины, причём в определённом, заранее заданном порядке, и за определённое время. По прохождении студенты отчитываются в той или иной форме, и получают сертификат. Разработанные нами маршруты обучения являются тематически продуманными и предметно подобранными образовательными ресурсами. Каждый из них включает теоретическую часть, состоящую из нескольких учебных курсов, раскрывающих общую тему маршрута обучения, практическую часть (лабораторный практикум), и контрольную.
Каково практическое значение Вашего проекта?
Созданная нами система маршрутного междисциплинарного обучения обеспечит восполнение недостающих знаний в области нанотехнологий, в лекционно-теоретической и инструментально-практической подготовке квалифицированных специалистов по соответствующим профилям. Система маршрутного обучения будет использована для постоянной междисциплинарной подготовки студентов и востребована при реализации образовательных стандартов третьего поколения.
В рамках какой программы реализуется проект?
Он реализуется в рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 – 2011 годы». Мы занимаемся этим по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект финансируется из средств государственного бюджета.
Как именно создавались дистанционные курсы?
У нас создана целая «фабрика» по производству дистанционных курсов. Это комплексный производственный процесс, состоящий из сбора первичного материала у авторов, анализа этого материала нашими методистами, и составления учебно-методического плана курсов, затем - «дерева» курсов, подборки иллюстраций. Этим занимаются дизайнеры, корректоры, редакторы. И только на завершающем этапе включается технологическая линия в виде вёрстки и тестирования готовых курсов. В этом производстве основной упор делается именно на методическую составляющую, достижение педагогических целей, поставленных при создании конкретного курса.
В чём состояли сложности при создании дистанционных курсов?
Объём материала был очень большой, его необходимо было уместить в рамки курсов. Темы были для наших методистов необычными, и в процессе анализа методистам приходилось изучать дополнительный материал, чтобы корректно интерпретировать авторские тексты, соответствующим образом творчески их перерабатывать для использования в дистанционном формате.
Вам лично близка такая тема, как нанотехнологии?
Нанотематика мне близка в связи с моим образованием - я закончил физический факультет Московского Университета, и опытом предыдущей жизни. Мне было интересно участвовать в проекте с точки зрения самообразования.