05.08.2014 08:15
Новости.
Просмотров всего: 4901; сегодня: 2.

Владимир Гутенев: контрольно-надзорная деятельность масштабна, но не эффективна

Владимир Гутенев: контрольно-надзорная деятельность масштабна, но не эффективна

В настоящее время в правительстве идет работа над Концепцией повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 годы. РИА «Регионы России» обратились к Первому заместителю Председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, Первому Вице-президенту Союза машиностроителей России Владимиру Гутеневу с просьбой прокомментировать данную разработку и дать ей оценку.

- Владимир Владимирович, насколько актуальна сегодня разработка новой концепции контрольно-надзорной деятельности? Чем это вызвано?

- Безусловно, актуальна. В принципиальном плане, очевидно, что наша контрольно-надзорная система, тенденции ее развития находятся в определенном противоречии с нынешней острой необходимостью обеспечения высокой динамики экономического развития страны. Сама по себе контрольно-надзорная деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровне весьма и весьма масштабна. В то же время ее нельзя признать эффективной ни с позиции предупреждения, выявления и пресечения нарушений, угрожающих реальным причинением вреда, ни с точки зрения защиты законных интересов граждан и организаций, ни в плане рационального использования бюджетных ресурсов.

Судите сами, при громадном числе проверок (едва ли не 3 млн. за 2012 год) только в 16% случаев выявлены нарушения, влекущие непосредственное причинение вреда. При этом на проведение проверок из бюджетов всех уровней в том году было выделено более 70 млрд. рублей. К этому добавим и косвенные потери бюджета из-за вынужденного снижения экономической активности проверяемых хозяйственных субъектов.

Особую озабоченность вызывает то, что несовершенство системы госконтроля негативно проявляется при выполнении решений Президента и Правительства России. Согласитесь, - это совершенно недопустимо, особенно в нынешней сложной политической и экономической ситуации.

Следует заметить, что в период с 2008 по 2013 гг. была проделана значительная работа по корректировке правил осуществления контрольно-надзорных мероприятий, что позволило в значительной мере оптимизировать саму систему этой деятельности, повысив качество госконтроля и уровень защиты прав подконтрольных субъектов.

Тем не менее, потенциал частичной корректировки контрольно-надзорной функции государства, судя по всему, исчерпан. Очевидна необходимость в принципиальных новациях, переводящих всю систему государственного контроля и надзора на новый качественный уровень.

На это, кстати, указывают примеры упразднения и реорганизации ресурсо-распределительных и контрольно-надзорных органов с возвращением их функций федеральным министерствам или непосредственным переподчинением Правительству РФ (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, ФМС, Росздрав, Росздравнадзор и др.).

Именно поэтому Президент России Владимир Владимирович Путин в июне 2013 года поручил Правительству разработать соответствующую Концепцию. Минэкономразвития РФ подготовил ее проект, в котором как раз и предлагаются принципиальные изменения системы, путем перехода к риск-ориентированной модели ее функционирования и разделения функций в сфере контроля, надзора и разрешительной деятельности.

- Действительно ли сегодня контрольно-надзорная деятельность стала тормозом развития экономики, давит бизнес? Надо ли ослаблять этот пресс?

- Конечно, и об этом было сказано выше, взаимодействие бизнеса и надзорных служб - малоэффективно, что негативно сказывается на развитии экономики страны. С одной стороны, низкое качество проверок порождает такие трагедии как саяно-шушенская авария, «хромая лошадь» и т.п. Довольно широкое хождение имеют фальсифицированные про­дукты, наносящие вред здоровью и конкурентный ущерб добросовестным производителям. Это особо касается фармакологической сферы, производства медпрепаратов, влияющих на качество жизни граждан. С другой, - неоправданное давление на бизнес, особенно малый. Одна проверка пожарного инспектора за­канчивается, как правило, штрафом в районе полутора тысяч рублей, что наводит на мысли о низком профессионализме или о высокой коррупционной емкости. О потерях времени и бюджета, бесправии проверяемых при заказной проверке, уже говорить не будем…

И все же я не стал бы совсем уж категорично утверждать о неподъемном давлении конрольно-надзорной деятельности на бизнес. Во всяком случае, результаты недавно проведенного нами опроса предприятий – членов Союза машиностроителей России, не дают для этого оснований.

Принятие закона 294-ФЗ в 2008 году, по мнению наших респондентов, позволило несколько, а в ряде случаев и заметно, снизить количество плановых и внеплановых проверок промышленных предприятий, однако особого влияния на их работу не оказало. Отмечается, что в большей мере это влияние проявилось в работе малого бизнеса, особенно в сфере торговли и услуг, через снятие избыточного объема различных контрольных мероприятий.

Указывая на позитивность этой тенденции, наши эксперты единодушны в том, что возврата к прежнему положению быть не должно, потому что избыточный контроль и его проведение с нарушением законодательства способны разрушить даже самый успешный бизнес.

Тем не менее, считают они, несмотря на предпринятые государством меры, инерция негативного влияния на экономику необоснованных административных барьеров и избыточной «опеки» бизнеса со стороны государства пока продолжают действовать. И это, конечно, не способствует оптимизации баланса между государственным регулированием экономики и ее саморегулированием. Так что работу над совершенствованием системы контроля и надзора надо продолжать.

- Поддерживаете ли Вы предложения Минэкономики о переходе к риск-ориентированной модели и разделении контрольной и надзорной функций органов власти?

- Безусловно, поддерживаю. Мировая практика показывает, что введение риск – ориентированной модели при осуществлении контрольно-надзорной деятельности позволило существенно дифференцировать подход к проведению контрольных мероприятий. Эта модель реализуется практически во всех развитых экономиках.

Отмечу, что в прошлом году был принят новый закон «О промышленной безопасности», в работе над которым самое активное участие принимал Союз машиностроителей России. Нами через обсуждение в различных структурах гражданского общества были сформулированы поправки, которые были мною внесены в законопроект и приняты. Они направлены на снижение финансовой нагрузки на предприятия при получении необходимых разрешений на проектирование и эксплуатацию опасных производственных объектов, снижение коррупционных рисков при осуществлении надзорной деятельности.

Получил применение в законе и риск-ориентированный подход при осуществлении государственного надзора в области промышленной безопасности.

В чем его суть? Если вкратце, то объекты госконтроля (надзора) классифицируются в зависимости от степени угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Затем, в зависимости от класса опасности к ним применяется дифференцированная периодичность проведения плановых проверок. А в отношении наименее опасных объектов таковые вообще могут отсутствовать.

Учитывая, что риски сосредоточены в небольшой группе компаний – это всего лишь 5-10% от их общего числа, представьте, насколько более эффективно можно организовать расходование государственных средств, не тратя их на сплошной контроль и максимально снизить издержки бизнеса при ее осуществлении. Это также позволит стимулировать применение новых систем безопасности на хозяйственных объектах, в целях сокращения ключевых показателей риска.

Концепция предлагает ввести риск-ориентированный подход на первом этапе (до 2016 г.) формирования единой правовой основы деятельности контрольно-надзорных органов, путем внесения соответствующих изменений в закон 294-ФЗ от 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласен я и с необходимостью отделения функций контроля от надзорных. В рамках административной реформы в 2003-2004 годах такие попытки предпринимались, однако, в силу различных причин дело до конца не было доведено.

Теперь в проекте Концепции для реализации разделения функций в сфере контроля, надзора и разрешительной деятельности предлагается разработать и принять федеральный закон кодифицирующий регулирование разрешительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это должно быть сделано на втором этапе реформирования до 2016 года.

- Какие основные положения на Ваш взгляд должны быть непременно отражены в новой Концепции контрольно-надзорной деятельности?

- На мой взгляд, в окончательном варианте Концепции должны быть обязательно сохранены или включены в нее ряд системообразующих положений. Прежде всего, все те из них, которые связаны с реализацией риск-ориентированной модели и разделением функций контроля и надзора.

Помимо этого, необходимо предусмотреть исключение дублирования контрольных и надзорных функций различными органами госконтроля и законодательную ответственность их должностных лиц за превышение полномочий либо за заведомо неправомерные действия, приведшие к ущербу как проверяемого, так и наполнения бюджетов. Обеспечить соответствие проверяемых требований современным условиям и их прозрачность, путем публикации на едином информационном ресурсе. Исключить практику квазисудебных полномочий контролирующих органов. Предусмотреть возможность досудебных соглашений с целью снижения размеров наказания.

Кроме того, считаю необходимым иметь дифференцированный подход к оценке эффективности деятельности различных надзорных органов. При этом хочу отметить довольно высокое качество проверок той же Счетной палаты, которые с приходом Татьяны Голиковой приобрели еще большую остроту. Однако существует некая закономерность - чем более серьёзные материалы, претензии к проверяемым, тем чаще решения по этим вопросам принимаются кулуарно. Очень важно, чтобы не было неких «священных коров».

Но, главное, состоит в том, чтобы все положения Концепции нацеливали деятельность органов госконтроля на стимулирование экономического развития страны и обеспечение безопасности наших граждан.


Ньюсмейкер: Центральный офис Союза машиностроителей России — 207 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Объем закупок госкомпаний у самозанятых составил более 2,2 млрд рублей
16.04.2024 17:26 Аналитика
Объем закупок госкомпаний у самозанятых составил более 2,2 млрд рублей
Свыше 2,2 млрд рублей составил общий объем закупок компаний с госучастием у самозанятых по итогам I квартала 2024 года. По сравнению с аналогичным периодом годом раньше этот показатель увеличился на 160%, при этом количество заключивших договоры поставок самозанятых увеличилось в 1,5 раза и...
В исторической игре «1418» приняли участие свыше 50 тысяч россиян
16.04.2024 14:33 Новости
В исторической игре «1418» приняли участие свыше 50 тысяч россиян
Более 50 тысяч человек по всей стране стали участниками Всероссийской исторической интеллектуальной игры «1418». Её посвятили событиям Великой Отечественной войны и наступательным операциям советской армии в 1944 году. Задания для игры составили на основе воспоминаний ветеранов, архивных...
Опубликована книга о первых героях Советского Союза
16.04.2024 09:07 Новости
Опубликована книга о первых героях Советского Союза
Главархив Москвы опубликовал новую книгу «Летчики — первые герои Советского Союза. К 90-летию учреждения звания». В ней собраны документы, имеющие отношение к семерым пилотам, чем коллективный подвиг по спасению челюскинцев вошел в историю. Это фотографии...
Основной вид экономической деятельности: как подтвердить
15.04.2024 17:21 Консультации
Основной вид экономической деятельности: как подтвердить
Организации ежегодно должны подтверждать основной вид экономической деятельности. Сведения нужны, чтобы Социальный фонд России (СФР) смог правильно начислить тариф взноса на «травматизм». Он считается по коду ОКВЭД, по которому получена наибольшая доля выручки за прошлый год. У ИП это...
В Керчи отметили 80-ю годовщину освобождения от фашистов
15.04.2024 17:01 Новости
В Керчи отметили 80-ю годовщину освобождения от фашистов
У Обелиска славы на горе Митридат прошёл митинг, посвящённый 80-й годовщине освобождения города от фашистских захватчиков. Об этом сообщает пресс-служба администрации Республики Крым. В торжественной церемонии приняли участие глава муниципального образования Ольга Солодилова, глава администрации...