30.12.2003  Результаты проверки Главного контрольного управления грозят главе Минсельхоза серьезными неприятностями

   
   Товарные зерновые интервенции в новом, 2004, году проводиться не будут. К такому выводу пришло Главное контрольное управление (ГКУ) при президенте, которое проверило работу Министерства сельского хозяйства за последние годы. Результаты проверки для руководства Минсельхоза не утешительны - ГКУ считает, что ведомство не справляется с возложенными на него функциями. О результатах проверки доложено президенту.
   Главное контрольное управление, похоже, выявило главные причины бедствия российского АПК. Проверка, результаты которой управление обнародовало вчера, касалась двух законов "О зерне", принятого в 1993 году, и закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", который принят в 1994 году. Многие положения обоих законов, по мнению управления, потеряли актуальность.
   "Минсельхоз России мер по приведению законодательства о поставках сельхозпродукции в соответствие с требованиями указанных законов не принял; изменения и дополнения в законодательство до настоящего времени в правительство не представлены, - говорится в отчете. - Многие действующие нормы закона с момента его принятия не выполняются... Не определяются ежегодные перечни и объемы закупок (поставок) зерна, гарантированный уровень закупочных цен". Ну а раз не определены объемы закупки и уровень цен, то нет эффективности и в проводимых зерновых интервенциях, говорят в управлении.
   Первые закупочные интервенции были проведены в России в 2001 году. Тогда из выделенных 2 млрд. бюджетных рублей было потрачено 1.3 млрд. и куплено почти 250 тыс. тонн зерна. Особой пользы для рынка они не принесли, но все-таки сам факт проведения был зафиксирован.
   Интервенционная же эпопея началась в 2002 году, когда Россия собрала рекордный за последние годы урожай. Валовой сбор зерна составил 86.5 млн. тонн, из-за большого количество убранного цены на рынке стремительно пошли вниз - тонна пшеницы 3-го класса в среднем стоила меньше 2000 рублей. На то, чтобы поправить ценовые перепады, был взят кредит в Сбербанке 6 млрд. рублей под гарантии Минфина. Из кредита потратили 4.9 млрд. руб., договоров заключили на 2.8 млн. тонн пшеницы и ржи, а реально в закрома родины заложили 1.6 млн. тонн.
   Интервенции начались в середине ноября. Аграрии в голос твердили, что правительство опоздало с их проведением. В Минсельхозе тогда говорили, что причиной тому была длительная процедура согласования между ведомствами. А в своем вчерашнем отчете ГКУ сказало, что опоздал именно Минсельхоз. По правилам интервенций он ежегодно до 1 июня должен определить предельные уровни цен, а в 2002 году министерство внесло такие предложения только в октябре. "Торги начались в ноябре, когда сельхозпроизводители уже реализовали значительную часть урожая по заниженным ценам", - заключило управление. И хотя интервенции подняли цены на зерно примерно на 10%, это не улучшило положения крестьян. "Себестоимость 1 тонны зерна возросла на 5%, а выручка от продажи сократилась на 21%, рентабельность уменьшилась с 46% до 10%, прибыли получено всего около 6 млрд. рублей, что в 3.5 раза меньше, чем в 2001 году", - посчитали в управлении.
   В этом году история с урожаем обратная. Собрали всего 69.2 млн. тонн при потребности 71.9 млн. тонн, да еще много зерна поставили на экспорт - за 9 месяцев около 7 млн. тонн. Дефицит налицо, цена на пшеницу того же 3-го класса - 5550 рублей за тонну, а чтобы с этими бедами справиться, надо бы провести товарные интервенции. Да только ведомства, Минсельхоз, Минэкономразвития и Минфин до сих пор не могут согласовать правила и параметры их проведения - а именно, на какие деньги пойдут закупки зерна в госфонд, и по какой цене оно будет закупаться. По крайней мере таково было объяснение Минсельхоза, которое он озвучивал в последнее время.
   Но и тут контрольное управление сельхозчиновников поправило, а вернее, четко определило виновного. Им опять оказался Минсельхоз. Правилами, утвержденными постановлением правительства от 3 августа 2001 года № 580, предусматривается определение до 1 декабря года, предшествующего проведению товарных интервенций, уровней цен на сельхозпродукцию, при достижении которых они осуществляются. "В 2002 году это условие Минсельхозом не было выполнено, в текущем году товарные интервенции не проводились. До 1 декабря этого года министерство также не определило необходимый уровень цен на 2004 год, что в случае необходимости не позволит провести товарные интервенции и в следующем году", - сделало вывод управление.
   С нарушениями, которые нашло Главное контрольное управление, будет разбираться правительство. По крайней мере туда, а не в Минсельхоз свои предложения о совершенствовании законодательства и разработке программы "О зерне" до 2010 года направило управление.