26.12.2003 Оборотная сторона рождественских распродаж Ноябрь-декабрь в Европе и США традиционно считается периодом повсеместных распродаж. На этот период приходится до четверти оборота крупных торговых сетей. Однако в этом году разгулявшийся в США декабрьский снежный шторм несколько подпортил планы торговцев. Пытаясь в последние дни уходящего года наверстать упущенное, крупнейшие американские торговые сети вводят в своих магазинах сенсационные "построждественские" скидки. Однако рождественские акции имеют и оборотную сторону - часто они оборачиваются для продавцов упущенной прибылью и даже прямыми убытками. Повсеместно торговые компании делают большую ставку на последние месяцы года. И даже если дела магазина целый год шли неважно, в предпраздничный период есть шанс наверстать упущенные прибыли, сбыть неликвидные стоки и заполучить новых покупателей. Ничего нового в данном случае придумывать не приходится. В ход идут проверенные средства привлечения покупателей - подарочные платежные карты, спецпредложения, а также скидки, большие скидки и очень большие скидки. В этом году две крупнейшие в США торговые сети Sears, Roebuck & Co. и Kohl's Korp. объявили о снижении более чем на 70% цен на товары в своих супермаркетах в период рождественских распродаж. Многим американцам, проживающим на северо-востоке страны, в этом году не удалось как следует походить по магазинам перед Рождеством - помешал снежный шторм. Однако, вводя такие высокие скидки на промышленные товары и подарки, компании надеются привлечь в свои магазины покупателей в построждественский период. Neiman-Marcus Group, американская сеть бутиков, снижает цены в своих магазинах на 60%. "Сегодня перед руководством большинства торговых компаний страны не стоит вопрос о том, вводить или не вводить рождественские скидки, - говорит Эмануэль Вайнтрауб, президент консалтинговой компании Emanuel Weintraub Associates Inc. - Компании просто вынуждены оценивать свои силы, чтобы определить, насколько эти скидки будут велики". Ежегодная беготня по магазинам перед и после рождественских праздников превратилась в США в национальную традицию. Более того, в последние годы стали популярны именно построждественские покупки. В этот период, когда в большинстве государственных организаций и частных компаний США наступают короткие рождественские каникулы, самый удобный период для хождения по магазинам. Сами эксперты потребительского рынка жалуются, что после Рождества не могут вытащить своих жен и детей из магазинов. В ноябре, согласно данным Международного совета торговых центров, обороты крупнейших американских торговых сетей увеличились на 3,7%. В декабре крупнейшие американские ритейлеры, владеющие сетью супермаркетов по всей стране, собирались увеличить свои прибыли на 3,5-4,5% по сравнению с прошлым годом. Подпортил декабрьские показатели торговых сетей шторм, сорвавший два первых в декабре торговых выходных дня. Однако продажи в последние дни перед Новым годом могут с лихвой возместить все потери. Гораздо больше оказались потери магазинов от массовой рассылки подарочных платежных карт. Многие компании специально перед сезоном распродаж рассылают своим постоянным покупателям подарочные платежные карты. На эти карты со счета магазина уже начислена определенная сумма средств, и потенциальному покупателю остается только прийти в магазин и потратить эти деньги. С учетом того, что большинство товаров в этот период продается по сниженным ценам, предложение выглядит для покупателя довольно заманчивым, тем более расплачиваться за покупку придется не сразу, а через какое-то время, оплатив, правда, банку-посреднику обязательные проценты за предоставленный кредит. Подарочные карты стали весьма эффективным средством стимулирования продаж в рождественский период. Однако беда ритейлеров в том, что платежи по этим картам откладываются на неопределенный период, а товар покупателю отгружается немедленно. По данным исследования Национальной федерации ритейлеров, в этом году по подарочным картам будет сделано покупок на сумму $17,2 млрд из $217,4 млрд - общего объема рождественских продаж американских торговых сетей. Именно такой суммы недосчитаются продавцы на своих счетах, что может сильно подпортить годовые показатели многим компаниям. |