24.12.2003  Страховщики верят, что россиянам можно привить культуру страхования

   По опросам страховщиков, большинство россиян не готово тратить на страхование больше $100 в год. По объемам страховых взносов на душу населения Россия занимает 57-е место в мире. Но компании не теряют надежды привить гражданам страховую культуру и пытаются раскручивать свои брэнды. Наибольшей узнаваемости добились "Росгосстрах", "Ингосстрах" и "РОСНО".
   По исследованию World Insurance in 2002, выпущенному в ноябре швейцарской перестраховочной компанией Swiss Re, среднестатистический россиянин тратит на страхование $66,6 в год (размер национальной премии в пересчете на душу населения - один из ключевых показателей рынка страховых услуг). Это немногим меньше страховых затрат, пришедшихся на одного уругвайца ($80,8) , и больше, чем на одного тайца ($65,2). Показатели России не дотягивают до среднего взноса на душу населения в Латинской Америке ($79,8) и в два раза опережают страховой взнос в Африке ($30,1). До развитых стран России очень далеко. В Швейцарии страховой платеж на душу населения - $5000 в год, в Англии - $3900.
   Гендиректор Национальной страховой группы и руководитель международного комитета Всероссийского союза страховщиков Юрий Решетняк объясняет низкую позицию России в мировом страховом рейтинге кризисом 1998 г. "Из-за дефолта последние пять лет были не периодом развития, а периодом восстановления, хотя рынок страхования растет быстрее других", - говорит он. Например, в 1998 г., согласно исследованиям Swiss Re, на одного россиянина приходилось $29,4 страховых взносов. За пять лет Россия поднялась на восемь ступенек вверх в мировом страховом рейтинге, добравшись до 57-го места.
   Средний страховой взнос на гражданина - умозрительный показатель, но данные исследований страховщиков показывают, что примерно столько и тратят в год на страхование россияне. По словам руководителя центра стратегического анализа и планирования "Росгосстраха" Алексея Зубца, россияне не готовы платить страховщикам более чем $100 в год. По исследованию "Росгосстраха", проведенному в конце ноября в 13 российских городах-миллионниках, 27,2% из 2688 опрошенных граждан готовы тратить на страхование не более 1000 руб. в год, а 21,1% вообще бы не хотели включать расходы на страховые услуги в статью семейного бюджета. Свыше $1000 в год за страховку согласны платить всего 0,2% граждан. "Все дело в психологии, - объясняет Зубец, - риски, которые страхуют компании, российские граждане не считают опасностью. Например, страх остаться без работы или страх перед войной выше, чем страх перед потерей имущества. Внутренняя оценка стоимости этого риска не соответствует реальным ценам на эти услуги".
   По оценке "Росгосстраха", почти 60% граждан вообще не прибегают к услугам страховщиков. Самым популярным, согласно исследованию компании, по-прежнему остается страхование автомобилей - 15,2% опрошенных пользуются этой услугой. Возможно, сыграл роль вступивший с 1 июля 2003 г. закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. На 2-м месте - страхование недвижимого имущества, которым пользуются 7,4% опрошенных граждан.
   Несмотря на удручающие для страховщиков результаты исследований рынка, его лидеры не отчаиваются и пытаются раскручивать собственные брэнды. По заказу "Ингосстраха" "ГФК - Русь" провела опрос среди владельцев автотранспорта - по известности марки лидирует "Росгосстрах" (38% ), "РОСНО" (35% ) и "Ингосстрах" (22% ). Исследование "Росгосстраха", проведенное в 13 городах-миллионниках, выявило ту же тройку лидеров. При этом население помнит именно советский брэнд - "Госстрах". По исследованию узнаваемости марок, проведенному фондом "Общественное мнение" по заказу "РОСНО", 20,5% опрошенных знают именно "Госстрах". Правильно назвать имя компании - "Росгосстрах" в ответ на вопрос: какие страховые компании вы знаете? - смогли 13,7% опрошенных (5-е место). Еще 14,5% вспомнили название компании "АСКО", которая обанкротилась в 1996 г. "В некоторых областях до сих пор ездят троллейбусы с рекламой "АСКО", - усмехается Решетняк. В этом исследовании лидирует компания "РОСНО" - ее имя без подсказки вспомнили 33,7% опрошенных.
   По мнению некоторых страховщиков, узнаваемость марки клиентами важна для бизнеса. Гендиректор "РОСНО" Леонид Меламед считает, что брэнд страховой компании - ее актив, который можно оценить в денежном выражении. А Зубец из "Росгосстраха" видит в узнаваемости брэнда прежде всего практическую пользу. "Потребитель будет выбирать среди тех компаний, которые он вспомнит без подсказки", - отмечает он.
   Между тем заместитель гендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов уверен, что узнаваемость марки не важна при заключении договоров: "Нет никакой гарантии, что клиент не заключит договор с другой компанией, если он окажется дешевле".
   Директор по развитию компании "Маслов, Сокур и Партнеры" Анна Харнас говорит, что хорошая узнаваемость - не синоним роста бизнеса: "Компания может быть известна, а ее услуги могут быть не востребованы". С Харнас согласен начальник отдела маркетинга "Ингосстраха" Андрей Набатчиков: "Большинство клиентов выбирают компании по совету друзей или знакомых". По исследованию "ГФК - Русь", при выборе страховщика информации о страховании, полученной от друзей и знакомых, доверяют 61% опрошенных. Рекламе страховых услуг в печатных СМИ доверяют 3% , а на телевидении - 6% населения.
   "У компаний - лидеров по узнаваемости есть некоторое стартовое преимущество, но если станет известно, что они плохо выплачивают, то все преимущества закончатся", - считает глава компании "Согласие" Игорь Жук. По словам Решетняка, от рекламной активности крупных игроков выигрывают все: "Ты рекламируешь себя и немного рекламируешь страхование в целом".