23.12.2003  Республика Беларусь: российские перевозчики ищут альтернативные маршруты, чтобы не лишиться грузов

   Несмотря на все увещевания российской стороны, белорусские таможенники продолжают чинить препятствия движению отечественных товаров. По оценке участников рынка, стоимость конфискованных на границе с Белоруссией грузов в этом году превысит $200 млн. Отчаявшись добиться помощи от чиновников, российские компании ищут альтернативные маршруты транзита.
   "Любой транзит [российских товаров] через Белоруссию может закончиться потерей груза", - констатирует директор транспортно-экспедиционной компании "Транстемикон" Юлия Слепокурова. По ее словам, "ни одна машина не проходит через территорию Белоруссии без некоего ущерба". "[Белорусские таможенники] задерживают в основном дорогие машины, причем больше 90% из них - российские, - подтверждает сотрудник минской компании - таможенного брокера. - А взятки в несколько тысяч за [одну] машину [с грузом] приходится платить всем". По оценке брокера, общая стоимость импортных товаров, которые Белоруссия конфисковала с начала года на границе, уже превысила $200 млн.
   Представитель российского отделения Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Антонина Камчатова говорит, что ситуация с транзитом через Белоруссию ухудшается год от года. Еще в начале осени АСМАП направила в белорусский Таможенный комитет письмо с просьбой разобраться с незаконными проверками российского автотранспорта на границе. Но тогда, говорит Слепокурова из "Транстемикона", возможные потери компаний еще "были предсказуемы". Компания до сих пор не может добиться возврата арестованного в середине октября груза. "Когда у меня воруют, я иду в милицию, - говорит Слепокурова. - А где искать защиты, когда меня обокрало чужое государство? " Родное же государство пока не идет дальше резких выступлений. Вчера российский посол в Минске Александр Блохин заявил, что белорусский Таможенный комитет "организовал масштабную кампанию по конфискации грузов, следующих транзитом в Россию". Конфисковать товар могут по "незначительным" формальным причинам, сетует Блохин - например, если таможенник сомневается в достоверности учредительных документов компании-импортера. "Но это вообще не вопрос белорусской стороны", - возмущен чиновник. В неофициальных беседах российские представители намного смелее. "Есть некие указания сверху [от руководства Белоруссии] нарастить до максимально возможного предела объем конфиската [на таможне], - говорит российский дипломат. - Это целенаправленная государственная политика, направленная на пополнение государственного бюджета Белоруссии".
   По официальным оценкам российского посольства в Минске, в 2000 г. Белоруссия конфисковала импорта на $15 млн. В 2001 г. сумма конфиската увеличилась до $30 млн, в 2002 г. - до $60 млн. Столько же белорусские таможенники конфисковали за январь - сентябрь 2003 г. Около 70% конфискуемых товаров импортировано из России. Товарооборот с Белоруссией, по данным ГТК, с начала года превысил $10 млрд.
   Впрочем, доказать даже эти оценки российские чиновники не могут, а белорусская сторона отвергает все обвинения России. "Никакой кампании по конфискации российских товаров в Белоруссии нет", - заявил замруководителя администрации белорусского президента Олег Пролесковский. Впрочем, добавил он, транзит, который обеспечивает в основном Россия, - не единственная составляющая экономики Белоруссии. "И президент, и наше правительство в состоянии сами выбирать те пути строительства экономики, которые выгодны государству", - говорит Пролесковский.
   В российском ГТК отказались комментировать ситуацию с экспортом в Белоруссию. По словам руководителя пресс-службы ведомства Ирины Скибинской, в повестке дня коллегии таможенного комитета Союзного государства Белоруссии и России, которая пройдет сегодня, "такого вопроса нет".
   Поэтому российские компании предпочитают искать обходные пути доставки грузов. "Очень многие перевозчики сообщают о переводе транзита с территории Белоруссии в Прибалтику и на Украину, даже несмотря на удлинение и удорожание перевозок", - говорит Камчатова из АСМАП. По словам представителя минского "АвтоТоргСервиса", транзитный поток из России через Белоруссию уже "резко сократился", в частности "практически не осталось" рейсов через Литву по территории Белоруссии.