15.12.2003  Предприниматели услуг rent-a-car

   Услуги по аренде авто существовали еще в СССР. Списанные из ведомственных гаражей "Чайки" и "Волги" доживали свой век, развозя молодоженов согласно утвержденным таксам по установленному маршруту: ЗАГС--Вечный огонь--кафе типа "Встреча" с накрытыми свадебными столами. Позже, в 1990-х, аренда автомобилей представительского класса превратилась в элемент VIP-обслуживания. Ближе к кризису 1998-го деловой интерес зарубежных бизнесменов средней руки снизошел до необъятного российского рынка в массовом порядке.
   Гостиницы крупных центров наполнились предприимчивыми иноземцами. Как выяснилось, те терпеть не могли не столько тараканов в номерах, сколько таксистов в аэропортах. Поэтому первые салоны rent-a-car появились именно в аэропортных терминалах и были представлены исключительно зарубежными компаниями.
   Однако российская действительность быстро заставила их скорректировать бизнес с учетом особенностей игрового поля. Выяснилось, что зарубежные бизнесмены ни за какие коврижки не сядут за руль автомобиля в пределах Московской кольцевой автодороги. Иностранцы, без перевода понявшие значение русского глагола "подрезать", большей частью заказывали автомобиль с водителем, а желающие самостоятельно порулить в загадочной Москве были в основном представлены бывшими нашими гражданами, умеющими и подрезать, и за себя постоять.
   Пережившие кризис отечественные предприниматели обнаружили явный пробел в сфере колесных услуг и к 2000 году вплотную занялись организацией доморощенного бизнеса в области предоставления автомобилей в прокат. Этот бизнес был изначально разграничен: либо подача машины с водителем, либо без оного.
   Первый вариант обозначили как аренда, второй - как прокат.
   Еще три года назад такую услугу, как прокат автомобилей, на московском рынке представляли не более десятка фирм. Пионеры рисковали многим: машину могли угнать, бросить где ни попадя или вернуть сильно подержанной - с мятыми крыльями, разбитыми бамперами и т. п. Сегодня все иначе. Парк прокатных автомобилей в Москве, по оценкам специалистов, насчитывает уже две тысячи авто. Изменились и правила игры. Теперь за разбитую по собственной вине машину клиент отвечает суммой оставленного залога, так что поневоле чужое железо полюбишь пуще собственного. Более того, рынок совсем оформился и с некоторых пор четко систематизирован по классовому признаку.
   Условно нижний класс оккупирован отечественными автомобилями - "Жигулями" классического и "Ладами" переднего привода. Ниша прокатных автомобилей зарубежного производства подразделяется на три подвида: иномарки эконом-класса, бизнес-класса и представительского класса.
   Отечественные автомобили, как известно, не блещут ни надежностью, ни комфортом, зато цены на их прокат дешевизной могут удивить даже турецкого гостя. Так, в одной из самых старых прокатных фирм Москвы "Элекс-Полюс" прокат авто за сутки эксплуатации "пятерки" (ВАЗ-2105) обойдутся в $21, а если арендовать машину на месяц - в $16. "Восьмерки", "девятки" и прочие переднеприводные экземпляры стоят $28-35 в зависимости от модели. В любом случае цена на прокат продолжительностью в месяц снижается на 10-25%.
   Компания "Элекс-Полюс", начинавшая в 2000 году с десяти "Жигулей", сегодня владеет парком почти из 500 автомобилей, то есть охватывает 20-25% всех услуг общего автопроката по Москве и примерно 80% в сегменте "отечественные автомобили".
   Расценки остальных фирм, специализирующихся на "Жигулях", примерно такие же.
   По словам директора фирмы Юрия Львова, столичный рынок проката автомобилей "сделано в России" близок к насыщению. Несмотря на это, по его глубокому убеждению, снижения цен клиентам ожидать не следует - слишком велики амортизационные издержки при эксплуатации отечественных авто.
   Судя по всему, на рынке проката автомобилей иностранного производства конкуренция пока не так остра. С другой стороны, хотя формирование автопарка и требует гораздо больших капиталовложений, зато производственные затраты не так обременительны - машины ломаются редко.
   Большинство специализированных контор формирует парк автомобилей эконом-класса. Это необязательно малолитражки или относительно недорогие марки. Можно взять вполне приличный "Мерседес" или даже "Понтиак" за $35-45 в сутки. Только возраст такой машины будет десять лет и старше.
   Владелец прокатной фирмы "Герц", пожалуй, самой старой в Москве из отечественных (не путать с иностранной Hertz), Игорь Герцев признается, что пока не ощущает давления конкурентов. Автомобили (в основном бизнесового по маркам, но экономичного по возрасту класса) практически не простаивают. Более того, у конторы солидный запас прочности: в случае обострения конкуренции цены можно снижать плавно и долго.
   Автомобили эконом-класса представлены малолитражными иномарками не старше двух лет (вроде Daewoo Tico или Volvo 460) и стоят примерно столько же - $40-50 в сутки. Бизнес-класс (Audi A4, Honda Accord, Volkswagen Passat, Skoda Octavia и т. п.) - $80-90. Наиболее значителен разброс цен в представительском классе.
   Так, за Audi A6 или Mercedes E320 просят $130-160 в сутки, а за Audi A8 или Mercedes Gelendwagen - до $250.
   Если цены на прокат сравнимых по классу авто в различных фирмах разнятся несильно, то условия проката, фиксируемые в договоре, для некоторых категорий клиентов могут оказаться просто неприемлемыми. Прежде всего практически во всех конторах для них установлен возрастной ценз. Чаще всего это 21 год, но бывает и 25 лет, и даже 30 - если в руки отдается эксклюзивный автомобиль. Также оговаривается водительский стаж: где-то требуют не менее года, где-то - не менее трех лет. Кроме того, исходя из печальной статистики (угоняется каждый 50-й взятый напрокат автомобиль; а два года назад невозврат составлял почти 20%), каждая фирма молча "пробивает" клиента на криминал: кто-то оформляет официальные отношения с милицией, кто-то пользуется неофициальным "сливом" информации из компьютерных баз силовых структур под грифом "для служебного пользования".
   Недавно крупными прокатными фирмами была сделана попытка объединить усилия и создать единую базу ненадежных клиентов, но идея была отложена до юридической регистрации Ассоциации прокатных фирм. Так или иначе, если клиент когда-то имел судимость, в прокате автомобиля ему вежливо откажут под любым предлогом. Поводом для отказа может служить и абсолютно субъективный фактор: например, менеджер фирмы обратит внимание на испитое лицо или помятые брюки клиента. Задав пару-тройку вопросов о погоде, о природе, опытный клерк (а менеджеры, как правило, хорошие физиономисты и где-то даже психологи) в состоянии определить надежность того, кому фирма вверяет автомобиль.
   Стоимость проката авто - далеко не все деньги, которые придется вынуть из кошелька. Практически во всех фирмах берут залог, то есть сумму, хоть как-то гарантирующую сохранность автомобиля. Сумма залога зависит от класса предоставляемого автомобиля, а в некоторых случаях - от возраста клиента и его водительского стажа.
   Усредненный залог выглядит примерно так. За "Жигули" классического привода - $150-200, за переднеприводные - от $200 до $450 (в зависимости от фирмы, а также паспортных данных клиента). При аренде иномарок эконом-класса фирмы страхуются в размере $300-450, бизнес-класса - $500-750, представительские - от $1 тыс. до $1,5 тыс. В случае страхового случая (ДТП), учиненного не по вине клиента, залог возвращается (все машины проката застрахованы). Залог безвозвратен, когда сотрудник ГИБДД установил виновность в аварии клиента или если тот не оформил случай надлежащим образом (например, просто покинул место происшествия).
   Помимо залога примерно половина прокатных фирм использует такой инструмент защиты бизнеса, как франшиза. То есть эти деньги тоже вернутся клиенту по окончании договора, если автомобилю не было причинено никакого вреда. Если же в процессе эксплуатации был нанесен ущерб, не подпадающий под страховой случай по условиям сотрудничающей с фирмой страховой компании, франшиза идет на покрытие ущерба. Размер франшизы опять же зависит от класса автомобиля: например, в случае с классикой это может быть $150.
   Наблюдается некоторый разнобой и в претензиях по дальности заездов на прокатном автомобиле и лимитах километража. Большинство московских фирм обозначает в договоре условие не выезжать за пределы области. Если же автомобиль берется для дальней поездки, маршрут подробно описывается и крупным шрифтом пропечатывается в доверенности на право управления техсредством, естественно, за дополнительные деньги - от $30 до $150 в зависимости от фирмы и длины маршрута. Сумма увеличивается, если "ареалом обитания" клиента выступает вся Россия.
   Поборы в размере от одного до четырех рублей за километр часто взимаются за превышение оговоренного суточного километража. Некоторые прокатчики могут потребовать доплатить за шипованную резину, наличие магнитолы, мойку и даже за мелкий ремонт на трассе собственными силами.
   Если, по статистике, услугами автопроката в Москве пользуются примерно 75% коренных жителей и 20% приезжих россиян среднего и чуть выше среднего уровня достатка, то на рынке аренды автомобилей с водителем желанными и почти 100-процентными клиентами являются иностранцы, как правило, топ-менеджеры крупных западных компаний.
   В отличие от проката современный рынок аренды автомобилей сформировался много раньше: где-то в середине 1990-х. Сегодня крупных игроков в Москве не так уж много: около десятка фирм, что называется, с именем ("Лимузин-сервис", "Раккар", "Ольга-лимузин", "Скарлет" и другие). Но это вовсе не означает, что чем старше фирма, тем выше качество услуг. Законы коммерции не позволяют расширять парк престижных авто (а в целях аренды используются в основном дорогие машины представительского класса) до огромных размеров. Так что в целях экономии и во многом для увода части налогооблагаемой базы в тень все чаще фирмы прибегают к следующей схеме: они заключают устные договоры с частными владельцами престижных авто и выступают посредниками, распределяя заказы по физическим лицам. Для клиента такая практика может обернуться тем, что вместо ожидаемого новенького Mercedes W220 он увидит у подъезда тоже представительский, но слегка устаревший Mercedes W140.
   В среднем по Москве полированная машина к подъезду с вышколенным и отутюженным водителем обходится в $30-35 за час эксплуатации. По словам генерального директора фирмы "Роял Кортеж" Рафаэля Мхитаряна, еще полтора года назад такая услуга стоила около $50. Но это базовые цены. Спектр дополнительных услуг широк до бесконечности.