10.12.2003  Москва: производители мороженого стали создавать собственные мелкорозничные сети

   Российские мороженщики начали инвестировать средства в развитие собственной мелкорозничной сети. Кроме прибыли, киоск приносит еще и рекламные дивиденды.
   На прошлой неделе стало известно о том, что группа компаний «Рамзай», в которую входит один из крупнейших в России хладокомбинатов - ОАО «Сервис-Холод», приобрела фабрику по производству мороженого «Волшебный фонарь» и московскую торговую сеть «Галион-М», специализирующуюся на продаже этой продукции. С покупкой этой столичной сети число киосков «Рамзай» в Москве увеличилось до 900.
   Участники рынка утверждают, что с каждым годом мелкорозничная сеть по торговле мороженым в Москве увеличивается. В настоящее время почти все крупные игроки рынка имеют собственную сеть фирменных киосков в столице и ряде других регионов. Несмотря на это, мороженщики продолжают активно развивать данный канал сбыта как направление своего бизнеса. При этом маркетологи компаний, производящих ледяное лакомство, отмечают, что собственная розничная сеть нужна им не только для повышения рентабельности бизнеса, но и из рекламно-представительских соображений.
   Согласно прогнозам, объем производства мороженого в 2003 году достигнет 395 тысяч тонн, или 1 млрд долларов в розничных ценах, в то время как общий потенциал российских мороженщиков составляет 850 тысяч тонн в год. В настоящее время рынок мороженого по темпам развития занимает одно из последних мест в молочной отрасли. Как сообщили в Ассоциации российских производителей мороженого и замороженных продуктов, ежегодный рост производства этой продукции не превышает 4%. Аналитики связывают это с тем, что на российском рынке присутствует слишком много компаний (300 производителей), выпускающих мороженое и развиваются они неравномерно. «Еще одной причиной плохой динамики развития рынка сами мороженщики называют трудности, связанные с отвоевыванием части потребителей у таких конкурентных рынков, как пивной, снэков, шоколада, спрос на которые поддерживается агрессивной рекламой», - говорит эксперт РБК Надежды Геращенко. С этим утверждением согласен и представитель Ассоциации мороженщиков Александр Кладий. «Наиболее массовый потребитель активно рекламируемой продукции – это молодежь, которая предпочтет охладиться пивом, а не мороженым», - сказал он.
   Однако средств на крупномасштабные рекламные компании у мороженщиков, за исключение крупных холдингов, не хватает. «А объединяться для того, чтобы рекламировать мороженое как продукт, а не отдельную торговую марку отечественные производители не пожелали», - сообщил представитель ассоциации. Производителям приходится искать другие пути, чтобы добиться известности у потребителя. И собственные каналы сбыта занимают здесь не последнее место.
   В настоящее время почти все крупные игроки «ледяного рынка» имеют собственную мелкорозничную сеть. Несмотря на это, компании продолжают активно вкладывать средства в развитие фирменных киосков как в Москве, так и в регионах. «Сейчас у «АльтерВеста» 40 фирменных киосков, еще у нескольких десятков киосков мы являемся совладельцами, - сказал представитель компании Александр Сергеев. - В 2004 году мы планируем увеличить число своих киосков до 150-200 и вложить в каждый из них порядка 7 тысяч долларов».
   В московском представительстве барнаульского «Русского холода» сообщили, что им в Москве принадлежит 450 торговых точек, торгующих мороженым. У одного из лидеров рынка – компании «Инмарко» в столице вообще не оказалось ни одного киоска, однако новосибирским производителям принадлежит 450 фирменных киосков в Омске, Красноярске, Новосибирске. При этом каждая из этих компаний намерена инвестировать дополнительные средства в это направление мороженого бизнеса.
   По мнению аналитиков, помимо «рекламной» составляющей, собственная мелкорозничная сеть также дает существенные преимущества ее владельцу перед конкурентами. «Фирменная сеть позволяет повысить рентабельность бизнеса в 1,5-2 раза, так как предприятие больше не зависит дистрибьютора своей продукции, который норовит снизить стоимость покупаемого у производителя мороженого, - пояснил один из участников рынка. - Также компания, обладая таким каналом сбыта, имеет полные гарантии своих продаж». Кроме того, киоски могут компенсировать снижение денежного оборота, которое происходит в связи с несезонностью продаж мороженого за счет увеличения ассортимента другой продукции. «Зимой мы может увеличить долю в ассортименте тех товаров, которые обычно приобретаются «по дороге», - соки, жевательная резинка», - пояснил представитель компании «Инмарко» Игорь Турчин.