10.12.2003  ОСАГО наступило на грабли соседей

   Несмотря на то что ГИБДД выступает за отсрочку штрафных санкций при отсутствии полиса ОСАГО, обязательное страхование владельцев транспортных средств заработает в полную силу с 1 января. В "клуб" обязательного автострахования Россия вступает последней в Европе. Ближайшие соседи такие законы уже давно ввели. Но по-прежнему решают проблемы, которые не позволяют применять эти законы на практике. Как считают специалисты, эти же "грабли" ждут и российских страховщиков.
   Среди проблем, которые из последних сил преодолевают ныне страховщики Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, стран Балтии и иных бывших союзных республик, специалисты отмечают все возрастающее мошенничество, нежелание водителей страховаться (особенно там, где отсутствуют штрафы и механизмы принуждения), общее падение дисциплины на дорогах, рост аварийности и, как следствие, постоянно увеличивающиеся выплаты пострадавшим, т.е. банкротство компаний и рост социальной напряженности. Кроме того, в странах, где "автогражданкой" занимается государство, отмечаются острая нехватка средств на выплату страховок, долгие процедуры и очереди на получение возмещения. А там, где рынок захвачен западными компаниями, государство недосчитывается существенных поступлений в казну.
   Особенно бьет по карманам страховщиков мошенничество, главная причина которого - отсутствие или плохая работа единых информационных систем между страховыми компаниями. Страховщики до сих пор (как и в России) предпочитают пользоваться собственными, "самописными" программами, не позволяющими обмениваться информацией и объединить данные по страхователям и их истории в единую сеть. В результате в этих странах процветают такие виды мошенничества, как изменение срока страхования, выдача фальшивых и списанных полисов, получение возмещения от нескольких страховых компаний. "Достают" страховщиков и собственные недобросовестные агенты, вступающие в сговор со страхователем. На Западе каждый агент обязан иметь ноутбук, связанный со страховой компанией, и осуществлять все действия только через него, но у страховщиков бывших союзных республик денег на такие расходы нет.
   Другая проблема, мешающая "обязаловке" развернуться в полную силу, - необходимость поддерживать низкие тарифы, которые, в свою очередь, не обеспечивают потерпевшим полноценного возмещения. Если европеец платит в год около 500 евро за страховку, получая "в ответ" нелимитированное покрытие, то на Украине, в Литве, Белоруссии страховка стоит не более 20 евро (в Казахстане - 11, в Эстонии - 55), и за нее страховщики в состоянии выплатить не более 5000-6000 евро. При этом на Украине нет повышающих или понижающих взнос коэффициентов, а инвалиды за страховку вообще не платят. А в Казахстане стоимость полиса в значительной мере зависит от возраста автомобиля: чем он больше, тем ниже тариф. Чтобы получить выплату, на Украине, в Белоруссии, Латвии требуется собрать множество справок, проследить, чтобы они не оказались просроченными, и добиться соответствующего решения суда, на ожидание которого уходят месяцы.
   Из-за падающей популярности обязательного автострахования на четверть в этом году сократятся доходы литовских страховых компаний, при том что суммы выплат возрастут как минимум вдвое, прогнозирует Бюро страхования гражданской ответственности владельцев и водителей транспортных средств Литвы. В этой стране застраховано 83% машин, при этом 78.7% рынка держат 5 страховых компаний.
   Но в большинстве стран обязательным автострахованием занимаются государственные органы, они и устанавливают тарифы на ОСАГО. Например, в Белоруссии со следующего года обязательное автострахование будут вести 5 (вместо 15) страховых компаний. В них доля государства превышает 50%. По мнению международных экспертов, монополизация "обязаловки" неизбежно приводит к установлению необоснованно низких тарифов и "проеданию" фонда страхования, а значит, к ущемлению прав и интересов граждан. Прибалтийские государства лишились своей страховой отрасли по-другому - отдав ее в руки западных компаний. Страховщики оказались не готовы к бурному росту рынка, и вскоре в стране начались массовые банкротства. В Эстонии, например, через 6 лет после введения ОСАГО лидерами рынка стали финская компания Sampo и немецкая Ergo.