04.12.2003  Рекламу алкоголя, возможно, разрешат

   За прошедшую неделю чиновники Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) выразили два совершенно противоположных мнения по поводу рекламы алкоголя. Один из высокопоставленных чиновников министерства призвал запретить рекламу товаров, выпускаемых под водочными брэндами. А министр этого ведомства уверен, что необходимо узаконить всю наружную рекламу алкоголя.
   Запрет на рекламу алкоголя крепостью больше 15 градусов (рекламировать этот товар можно только на заводах и в местах продаж) действует в России с конца 1999 года. Производители популярных в народе напитков соревнуются в изобретательности, придумывая все новые и новые способы обойти закон. От рекламы брэнда (Nemiroff) до косвенной рекламы в фильмах (герой киноленты "В движении" журналист Александр Гурьев пьет водку "Русский стандарт").
   Устав отслеживать замысловатые факты нарушения, МАП решил изменить эту ситуацию. На прошлой неделе замначальника Управления контроля рекламной деятельности МАП России Сергей Пузыревский заявил, что "в следующем году на обсуждение правительства будут вынесены вопросы по распространению требований к рекламе зонтичных брэндов. Если под единым брэндом существуют товары с ограниченной возможностью рекламы (алкоголь, оружие и т. д.) и товары с неограниченной рекламой, необходимо ввести ограничения на их рекламу".
   Спустя несколько дней на проходившем в Петербурге пленарном заседании Международной конференции "Задачи и проблемы реализации государственной конкурентной политики в российских регионах" министр России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов выразил противоположную точку зрения: "Наружную рекламу алкоголя необходимо узаконить. Хотя реклама алкогольных напитков разрешена лишь в местах их производства и реализации, достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что этот запрет не работает. Более того, распространители рекламы уже в тариф на ее размещение закладывают суммы штрафов (средний размер 40 - 50 тыс. руб.), которые уплачивают государству.
   По словам господина Южанова, МАП выступит также против запретительных законопроектов по рекламе табака.
   Новое решение чиновников антимонопольного ведомства выглядит более чем логичным.
   Алкогольный и табачный бизнес в России - из самых прибыльных, конкуренция между брэндами огромная. Производители популярных товаров найдут возможность обойти любой закон, и ведомства, налагающие запреты, выглядят двусмысленно.
   Поэтому чиновникам гораздо выгоднее закрыть на это дело глаза и получать немалые проценты. По самым скромным оценкам, от наружной рекламы крепкого алкоголя Москва сможет получать около 100 млн руб. в год.