03.12.2003 Бизнес по-малому Администрация малого бизнеса США опубликовала такие данные: после пяти лет работы 85% малых предприятий прекращают свое существование. За тот же срок из 100 франчайзинговых фирм закрывается только 14. По России пока что таких данных нет: оно и понятно, франчайзинг пришел в нашу страну только в 1993 году, когда "Baskin Robins" продал у нас первую франшизу. С 1996-го по 2000 год в России были созданы всего 22 франшизные системы. Затем последовал всплеск, результат которого - к 2003 году около 70 франшиз. Франчайзинг - это способ организации бизнеса, при котором успешная, развитая компания продает независимому предпринимателю или фирме право на продажу своего товара или услуг. Международная Ассоциация франчайзинга называет 70 отраслей хозяйства, где можно использовать схемы франчайзинга - от строительства до частных почтовых ящиков и фотостудий. Правда, как заметил Владимир Скопцов, эксперт компании BKG, в России успешно развивается лишь так называемый простой франчайзинг, не требующий сложных технологий - такой, как создание торговых сетей: "Для поддержания репутации марки товара от покупателя такой франшизы требуется немного: всего лишь грамотно разложить товар на полках. С более сложными технологиями, к примеру, изготовлением гамбургеров, наши предприниматели предпочитают не связываться". Так, сеть "Макдоналдс" в России - не франшизная, как можно было бы предположить, а корпоративная, то есть принадлежащая одному владельцу и жестко управляемая из головного офиса. Владимир Скопцов считает, что сложность здесь - в особенности российского менталитета: некоторые предприниматели считают необязательным поддержание высокого качества товара или продукта, оговоренного в условиях покупки франшизы. А это одно из главных условий франчайзинга: имя успешной марки дорого любому владельцу. |