01.12.2003  Российские турфирмы начинают войну за Египет

   На прошлой неделе Управление по развитию туризма при посольстве Египта в Москве обнародовало данные о посещаемости страны. За десять месяцев 2003 г. в стране побывало 4,9 млн туристов из разных стран – почти на 13% больше, чем в прошлом году. Предполагается, что подобная тенденция сохранится до конца года и всего в Египте побывает не меньше 6 млн человек. Ставшие в последние несколько лет весьма популярными у россиян египетские курорты, похоже, находятся на самом пике интереса. Однако на фоне постоянно растущего спроса на Египет явной компании-лидера на этом направлении в России до сих пор нет. Этим решили воспользоваться некоторые компании. Ожидая повышенного спроса и в следующем году, они стремятся занять выгодные позиции уже сейчас, используя даже некорректные приемы.
   В течение нескольких лет министерство туризма Египта поводит рекламную кампанию курортов страны под девизом «Египет – круглый год». Именно с тех пор, как это направление стали позиционировать как «постоянное», туристический поток начал расти. Так, минувшей весной заместитель министра туризма Египта сообщил о повышении интереса к стране со стороны россиян. По его словам, если два года назад туристов из России и стран СНГ было всего 245 тысяч человек, то уже в прошлом году этот показатель вырос до 451 тысячи. А в этом году Россия вышла на третье место после Италии и Германии по числу побывавших в Египте туристов.
   Причин, по которым эта страна стала своеобразным «пунктиком» россиян, несколько. «Во-первых, это самое близкое к нам в зимний сезон море, что гарантирует недорогой перелет, – сказал председатель совета директоров сети «Магазин горящих путевок» Андрей Озолинь. – Во-вторых, в Египте обширная отельная база, в-третьих, по сравнению с другими зимними курортами – Таиландом, Канарами, ОАЭ – там невысокие цены (в среднем путевка обходится в 300 – 350 долл. на человека в неделю)». Как рассказал г-н Озолинь, многих привлекают и климатические условия: летом в Египте воздух гораздо суше, чем в Турции, поэтому жара там ощущается не так сильно. Правда, справедливости ради надо отметить, что именно на египетском направлении чаще всего случаются скандалы, связанные с размещением и даже отправкой на курорты туристов. Говорят, что якобы стало традицией заселять приезжающих на отдых не в выбранный отель, а в какой-то другой – из-за недостатка мест или перебронировки. А недавний скандал вокруг регулярных рейсов компании Egypt Air и вовсе должен был подорвать всякое доверие к отдыху в этой стране. Накануне ноябрьских праздников около 180 туристов, собиравшихся в Шарм-эль-Шейх, вынуждены были дожидаться отправления рейса двое суток. В результате 30 из них все же отказались от поездки к пирамидам. «Менее дисциплинированной с точки зрения приема туристов страны просто нет, – прокомментировал Андрей Озолинь. – Почти вся нагрузка на нашу службу поддержки туристов приходится на Египет».
   Впрочем, как оказалось, далеко не все фирмы были готовы к такому наплыву туристов. «Никто не предвидел такого спроса на Египет, и, думаю, некоторые даже были не готовы к этому, – сказала советник генерального директора компании «Инна-тур» Маргарита Давликанова. – После осенних праздников спрос на этом направлении возрос на 30%, причем если в прошлом году в это время отменили порядка 40% рейсов в Египет, то сейчас – только 4%». Участники рынка сходятся во мнении, что подобного на египетском направлении еще никогда не происходило. «Сезон в Египте стартовал в августе, и ажиотажный спрос на отдых там сохраняется до сих пор – такого на этом направлении еще никогда не было, – сказал генеральный представитель компании Deep Tour Имран Назаров. – Это можно объяснить тем, что в значительной мере активизировался европейский рынок: в результате многие операторы ушли с египетского направления. Теперь вместо 20-30 компаний на нем работают только 5-6, имеющих свои чартерные программы».
   По словам г-на Назарова, на египетском направлении лидирует ряд крупных туроператоров: это сам Deep Tour, Pegas Touristik, Mostravel, TezTour и «Турэнергосервис». Каждый из них отправляет в Египет от 9 до 12 самолетов Ил-86 еженедельно, то есть от 2,5 до 4 тысяч человек. Таким образом, явного лидера, который бы далеко «оторвался» от остальных компаний, на рынке попросту нет. «На египетском направлении нет фирмы, которая бы контролировала более 15%, – сказал Андрей Озолинь. – Дело в том, что пока этот рынок демонополизирован, и, судя по всему, в ближайшее время ситуация не изменится. Порог выхода на пляжный рынок невысок: фактически Египтом может заниматься любой оператор. Только на других, более узких, направлениях есть компании, контролирующие до 50%». Но до сих пор, по словам г-на Озолиня, направленных попыток захватить существенную долю в этом сегменте никто не предпринимал. «Нереальна ситуация, в которой, например, TezTour мог бы потерять рынок, – считает он. – Ну, предположим, потеряет он несколько процентов, которые размажутся по всему рынку, но это же ничего не даст».
   Но желающие устроить передел рынка, похоже, появились. Несколько дней назад на одном из туристических интернет-форумов появилось письмо (впоследствии ссылки на него были замечены и на профессиональных турсайтах) с критикой сервиса компании TezTour в Египте. Набрано оно было латиницей и рассказывало о том, что сотню российских туристов никто не разместил в отеле. Самое интересное, что отправлено письмо было с IP-адреса компании Deep Tour. Причем, как выяснилось позже, с него же были посланы и другие отклики – в пользу Deep Tour. Участники рынка полагают, что кто-то хочет столкнуть двух операторов, и «компромат» является первым сигналом к предстоящей войне за клиентов на туристическом направлении. Ведь, по прогнозам участников рынка, в следующем году спрос на Египет возрастет еще на 30%, и в такой ситуации подобные провокации вполне возможны. «Мы говорили с генеральным директором TezTour Андреем Власовым, но решили не устраивать дальнейших разбирательств, – сообщил Имран Назаров. – В конце концов, факт «черного» пиара против нас – недоказуемая вещь, тем более в Интернете». По его мнению, таким образом могли повести себя компании-конкуренты, которые уступают им и по качеству обслуживания, и по объемам перевозок.