27.11.2003  Что принесет рынку новый закон о страховании

   Бурно развивающийся в последнее время рынок страхования не в последнюю очередь своими успехами обязан усилиям законодателей. Одним из самых значимых событий последнего времени можно считать принятие Думой новой редакции федерального закона "Об организации страхового дела". В среду он был одобрен Советом федерации и специалисты надеются, что еще до конца года документ подпишет президент. Мнения большинства участников страхового рынка в целом сходятся: обновленный закон, безусловно, был необходим. Полученный вариант, по их словам, положит начало новому этапу развития страхования и приведет к повышению страховой культуры населения. Однако место для критики нашлось и в этом случае.
   Действующий до нынешнего времени закон об организации страхового дела был принят в начале 90-х годов и представляет собой видение разработчиков - как должно быть устроено страхование в России с учетом иностранного опыта. Более чем 10-летняя история развития страхового дела в Российской Федерации показала, что закон нужно существенно менять. "Законодательство не успевало за страховым рынком, - говорит статс-секретарь "Росгосстраха" Игорь Игнатьев. - И потому выход нового закона можно назвать очень серьезным шагом. Во-первых, он устраняет множество прорех нынешнего закона и, во-вторых, соответствует требованиям вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО)".
   В 1998 году правительство приступило к разработке нового закона и только через 4 года внесло его в Госдуму в виде поправок. В итоге "исправленный" закон сегодня мало чем напоминает своего предшественника. При этом многие изменения можно считать глобальными. Одно из них - снижение ограничений для участия на российском страховом рынке иностранных компаний - вызвало жаркие споры депутатов на обсуждении законопроекта во втором чтении.
   Внесенная правительством уже под занавес рассмотрения закона новация состоит в том, чтобы допустить на российский страховой рынок больший процент западных компаний. В прежнем законе действовала квота на участие иностранцев в совокупном капитале российских компаний в размере 15%. В новом законе предусматривается увеличение этой квоты до 25%. Плюс ко всему иностранным страховщикам разрешается заниматься страхованием жизни и обязательными видами страхования. До сего времени у компаний, в уставном капитале которых доля иностранного капитала превышала 49%, такой возможности не было.
   Мнения по поводу этой поправки разделились на два фронта. Одни считают, что либерализация рынка для иностранцев во многом послужит на пользу российским страховщикам, настроит их на улучшение качества работы и усилит конкуренцию на рынке. По мнению специалистов, западные компании интересует именно сегмент страхования жизни в России, допуск к которому раньше им был запрещен. "Рынок сможет больше развиваться, будет увеличиваться финансовое посредничество, а это очень хорошо для экономики в целом. Тем более что сейчас мало российских страховых компаний, которые предлагают страхование жизни и которым народ может доверить свои деньги", - говорит аналитик по страховой отрасли объединенной финансовой группы (ОФГ) Илан Рубин.
   Правда, грядущий приход иностранцев на российский рынок кажется однозначным далеко не всем. "В силу недостаточного спроса населения на продукты по долгосрочному страхованию жизни иностранные страховщики на наш рынок не особенно и рвутся, - считает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль. - Придут ли они сейчас либо будут дожидаться удобного момента, зависит от многих условий, и в первую очередь - от степени государственного регулирования страхования и внедрения элементов саморегулирования".
   "Все крупные западные компании уже имеют солидные доли в российских компаниях, - соглашается с Ковалем Игорь Игнатьев. - Уверен, что к России есть очень большой интерес, но прежде чем что-то изменится, пройдет много лет. У нас культура страхования в целом недоразвита, что уж говорить о страховании жизни. Сейчас из 1400 компаний только 49 имеют иностранный капитал, а в совокупном капитале иностранцы занимают только 4% при допустимых 25%".
   Впрочем, и в случае реализации прихода иностранцев российские страховщики не собираются оставаться "в хвосте состава". По словам генерального директора группы "Альфа-Страхование" Владимира Скворцова, наш рынок все более становится похожим на западный, и от этого в первую очередь выиграет потребитель, получающий качественный европейский сервис. "Мы не боимся прихода на рынок западных игроков. Единственное, делать это нужно поэтапно, чтобы российские страховые компании второго эшелона смогли выдержать конкуренцию", - говорит он.
   Однако совершенно не разделяет подобной уверенности и спокойствия заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Владимир Тарачев. То, что доля иностранцев на российском рынке сейчас составляет лишь 4%, по его мнению, ничего не значит. "Вполне вероятно, что иностранцы завоюют российский рынок сразу и одномоментно, - говорит он. - Могут прийти одна или две компании с уставным капиталом, равным чуть ли не сумме всех капиталов российских страховщиков (для них это мелочь), и захватить сразу четверть рынка. Уже ясно, что страхование жизни для российских страховщиков останется за бортом, так как народ с большим доверием пойдет на западную марку". К тому же, по мнению Тарачева, массовая экспансия иностранных страховых компаний может потеснить и российский банковский сектор, взяв на себя значительную часть функций по инвестированию.
   Еще одно существенное изменение основного закона касается новых требований к уставному капиталу страховых компаний. Согласно "старому" варианту, минимальный размер уставного капитала компании должен быть не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) при проведении страхования "не жизни", не менее 35 тысяч МРОТ - при страховании жизни и 50 тысяч МРОТ - при перестраховании. Новый закон определяет минимальный размер уставного капитала страховщика на основе базового размера, равного 30 миллионам рублей, и соответствующих коэффициентов. Таким образом, капитал страховых компаний, специализирующихся на имущественных видах страхования, должен равняться 30 миллионам рублей, на страховании жизни - 60 миллионам рублей, перестраховочных обществ - 120 миллионам рублей.
   Мнения по данному нововведению расходятся в немногом. "Попыткой некоего административного давления" называет его Владимир Тарачев. Он считает, что большого интереса к увеличению своего уставного капитала у компаний нет. Более того, в случае "нашествия" иностранцев российским страховщикам волей-неволей придется увеличивать размеры капитала. "Кто захочет бороться с иностранными конкурентами на равных, сам начнет увеличивать состояние, - говорит депутат. - Скорее всего, это попытка вывести с рынка очевидных второразрядников".
   С той позицией, что после вступления в силу этой поправки на рынке выживут только крупнейшие, согласны все. Маленьким компаниям придется либо нарастить капитал, либо объединяться, либо прекращать свою деятельность. В любом случае повышение устойчивости страховых компаний пойдет на пользу потребителю, а их клиенты получат больше гарантий. "Как правило, мелкие страховщики не располагают сбалансированным портфелем, что подразумевает большой риск неплатежеспособности, - пояснил Владимир Скворцов. - По моим оценкам, через 2-3 года количество страховых компаний уменьшится минимум наполовину".
   И все же некоторым новые требования к уставному капиталу кажутся очень мягкими. "Если ориентироваться на Запад, то там речь идет о миллиардах долларов, - говорит Илан Рубин. - А тут получается, что к 2007 году капитал страховых компаний должен вырасти до $1 миллиона. Это очень мало. Я бы в такую компанию страховаться не пошел - она может быстро лопнуть. Но все же это лучше, чем было".
   На сегодняшний день зарегистрировано свыше 1400 страховых компаний, большинство из которых не удовлетворяют требованиям закона о минимальном уставном капитале в 30 миллионов рублей (см. таблицу). Таким образом, по мнению экспертов ВСС, к 2007 году можно прогнозировать снижение числа страховых компаний в 2-2,5 раза - до 500-700 организаций.
   Но при всех минусах для российских компаний, связанных с приходом иностранцев и изменением требований к уставному капиталу, есть в законе и безусловно позитивные новации. Особо рады страховщики изменению условий лицензирования. Как говорит Илан Рубин, они долго жаловались, что получение лицензий занимает очень много времени и получить их в положенном порядке и за должные деньги не удается. И введение каждого нового продукта страхования требовало получения множества разных добавочных лицензий. Теперь же будет действовать не лицензирование программы продуктов страхования, а лицензирование видов деятельности. В новом законе отдельной статьей прописана их классификация. В данном случае значительно сократятся сроки рассмотрения лицензионных документов, а также материальные и трудозатраты страховщика на подготовку соответствующего пакета документов.
   "Имея лицензию на 23 вида страхования, компания будет вправе осуществлять деятельность на условиях неограниченного количества различных правил страхования, не требующих прохождения предварительной, зачастую очень длительной, процедуры лицензирования", - говорит руководитель управления методологии и развития страхового бизнеса компании "Альфа-Страхование" Кира Бубнова.
   Благосклонно принимают специалисты и ряд других поправок. В число "плюсов" они включают требования аттестации актуариев для работы в страховых компаниях, а также то, что законодательно определен ограниченный перечень документов, необходимых для получения лицензии, условия приостановления и отзыва лицензии.
   То, что в конце концов получилось в результате совместных усилий депутатов и страховщиков, по мнению Александра Коваля, будет способствовать дальнейшему развитию страхования и достижению доли страховой отрасли в 5% ВВП к 2007 году. Однако в то же время депутат уверен, что для реализации закона понадобится принять достаточно большое число нормативных актов: "У страхового сообщества справедливо возникает вопрос: а не закроют ли эти документы преимущества, предоставленные данным законом? Например, будет ли присутствовать процедура согласования с надзорным органом правил страхования в рамках лицензии, и если будет, то в каком объеме. Словом, битва за лучшую жизнь у страховщиков еще впереди".