26.11.2003 ФКЦБ не желает терять полномочий Сегодня на заседании правительственной комиссии по проведению административной реформы будут рассмотрены предложения по оптимизации функций по регулированию финансовых рынков, осуществляемых федеральными органами власти. А 23 декабря 2003 г. Правительство России на основании заключения комиссии под руководством Бориса Алешина должно принять решение по этому вопросу. Наибольшее количество предложений внесено относительно деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Эксперты выявили у комиссии около 30 избыточных функций. Однако в итоговое заключение рабочей группы попало только 10. А в предварительном протоколе правительственной комиссии количество избыточных функций сократилось до 5. Участники рынка рассматривают этот факт как лишнее подтверждение тому, что попытка реформировать госаппарат силами самих чиновников должна дополняться усилиями представителей рынка. Нормальному развитию финансовых рынков мешает чрезмерное административное регулирование – это один из основных выводов, к которому пришло правительство на заседании 11 ноября. В частности, кабинет задумал закрепить в законодательстве нормы прямого действия, в том числе определяющие стандарты эмиссии ценных бумаг, отчетности финансовых институтов и раскрытия информации. Кроме того, было решено обеспечить развитие принципов саморегулирования и сократить роль ведомственных правоустанавливающих нормативных актов. Одним из основных объектов реформирования должна стать ФКЦБ, у которой эксперты рабочей группы выявили 27 избыточных и почти 20 требующих уточнения функций. По мнению экспертов, в прямые нормы законов должно быть перенесено большинство требований, предъявляемых ФКЦБ к участникам рынка. Например, «установление обязательных требований к порядку ведения реестров владельцев именных ценных бумаг и инвестиционных паев», «определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг»; установление «требования к брокерам, совершающим сделки со средствами, переданными в управление негосударственным пенсионным фондам» и пр. Кроме того, эксперты предложили повысить роль коллегиальности в работе ФКЦБ. «Согласно действующему законодательству, решения комиссии должны приниматься коллегиально в виде постановления, однако в настоящее время большинство решений (по выдаче лицензий, регистрации эмиссий ценных бумаг и т.п.) принимаются распоряжениями председателя комиссии, которые, по Положению о ФКЦБ, могут носить только внутренний характер, – рассказал директор Инфраструктурного института Петр Лансков. – В результате ФКЦБ функционирует не в виде комиссии, а как простое министерство во главе с министром, что противоречит правовым актам о ее статусе». По его словам, необходимо расформировать ныне действующую коллегию ФКЦБ и ввести принцип коллегиальности в действие самой комиссии, «создать коллегиальный орган, в состав которого, например, войдут представители Минфина, Банка России, ФКЦБ и обязательно саморегулируемых организаций (СРО)». Между тем в итоговое заключение рабочей группы попали далеко не все предложения экспертов, а многие были превращены в схоластические утверждения типа: «СРО следовало бы в большей мере вовлекать в процесс разработки стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках». «В законе «О рынке ценных бумаг» прямо написано, что и СРО, и ФКЦБ разрабатывают стандарты профдеятельности, но сейчас все стандарты или разрабатываются комиссией, или подвергаются ее цензуре, а СРО в этом процессе находятся на вторых ролях», – считает Петр Лансков. По его словам, по закону «О техническом регулировании» никакое ведомство или министерство не имеет права утверждать стандарты какой-либо деятельности, эти полномочия отданы негосударственным организациям, в том числе СРО. «Мы ведь не требуем чего-то нового, мы лишь хотим реализации того, что записано в действующем законодательстве, но успешно блокировано ФКЦБ России через свои нормативные акты», – резюмирует директор Инфраструктурного института. А в проекте протокола заседания комиссии Б. Алешина названы уже всего пять функций ФКЦБ России, требующих «оптимизации». Из них тремя функциями комиссия либо никогда не пользовалась (установление нормативов для эмитентов ценных бумаг), либо уже давно не имеет права пользоваться в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (регулирование деятельности оценщиков паевых фондов и выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профучастников рынка). Еще две «оптимизируемые» функции (аттестация руководителей и сотрудников профучастников рынка, а также регистрация отдельных видов краткосрочных ценных бумаг) подверглись правке в Департаменте финансовых рынков и имущественных отношений аппарата Правительства РФ, возглавляемом бывшим заместителем председателя ФКЦБ Владимиром Миловидовым. Так, предложение экспертов передать аттестацию специалистов фондового рынка СРО и предложение Банка России разрешить биржам осуществлять регистрацию выпуска ряда краткосрочных ценных бумаг (облигаций) пытаются просто вычеркнуть. Аппаратными методами заинтересованные лица пытаются извратить даже решение Правительства, принятое 11 ноября. Тогда МЭРТ, ФКЦБ и другим ведомствам было поручено к 1 февраля 2004 г. «проработать вопрос о целесообразности создания межведомственного координационного органа по госрегулированию в сфере финансовых рынков, а также создания единого органа по регулированию финансовых рынков с учетом проводимой административной реформы», однако в заключении рабочей группы уже есть предложение о том, что «межведомственное взаимодействие может осуществляться на базе ФКЦБ России». «Что значит «может», а кто этого хочет и кто это предлагает?» – возмущается г-н Лансков. По его словам, методы аппаратной борьбы, столь активно применяемые чиновниками от ФКЦБ, показывают, что попытка реформировать госаппарат силами самих чиновников – это почти невыполнимая задача. |