25.11.2003 С. Шаталов о налогообложении в 2004г. Сегодня в Москве открылась ежегодная конференция «Российский бизнес. Повестка дня – 2004», организованная Ассоциацией менеджеров. Выступая на конференции, первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов сказал, что основной курс по налоговой реформе, которая сейчас проводится, состоит в том, чтобы «сделать российскую налоговую систему конкурентоспособной по сравнению с другими налоговыми системами, для этого она должна быть достаточно простой, достаточно понятной, стабильной, предсказуемой, с не слишком большим количеством налогов, в ней не должно быть «вредных» налогов (таких, как оборотные налоги)». Эти налоги, по словам С. Шаталова, должны создавать справедливую налоговую систему, предполагающую, в частности, и создание равных конкурентных условий. Последняя задача на сегодня выходит на первый план - равные конкурентные условия для бизнеса в какой бы сфере предприятия не работали. Первый замминистра финансов сообщил, что за последние три года удалось снизить налоговую нагрузку на три процентных пункта ВВП, сегодня она оценивается как 30,7% ВВП, при этом большой вклад в эту цифру дают высокие цены на нефть. В планах правительства на ближайшие три года - довольно существенное снижение налоговой нагрузки - на 3 процентных пункта ВВП, сообщил С. Шаталов. Далее он остановился на тех изменениях в налоговой системе, которые вводятся с 1 января 2004 г. Первое – это отмена налога с продаж. Потери бюджетов при этом составят 62 млрд руб., причем 36% этих потерь приходятся на 3 региона – Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Проблему, считает С. Шаталов, удалось решить в т.ч. путем урегулирования межбюджетных отношений, чтобы эти регионы пострадали в минимальной степени. Второе решение, которое уже принято – с 1 января 2004 г. ставка налога на добавленную стоимость - 18%. По словам С. Шаталова, при обсуждении этого вопроса конкурировали два предложения: снижение единого социального налога (ЕСН) с 2005 или с 2004 года, и, соответственно, снижение налога на добавленную стоимость - в какой последовательности принимать эти решения. «Мы исходим из того, что задача снижения ЕСН, может быть, даже более приоритетная по сравнению со снижением НДС. Это задача очень комплексная, поскольку речь идет о том, чтобы снижать единый социальный налог существенно: снижение на 1-2% бизнес просто не заметит, и никакого влияния на поведение работодателей, в частности, в выплате заработной платы, ее легализации, это не окажет, должны быть заметные движения», - сказал С. Шаталов. По его словам, эффективная ставка ЕСН должна быть снижена на 5,8 процентных пункта. В базовом варианте, который рассматривается, базовая ставка ЕСН с 35,6% должна снизится до 26%, но должен расшириться диапазон этой процентной ставки. Потери бюджетов от этого снижения в примерно 300 млрд руб. предполагается компенсировать за счет реформирования комплексной системы медицинского и социального страхования, и к весне следующего года предложения по такой реформе будут сформулированы окончательно. С. Шаталов сообщил, что завтра в Совете Федерации будет рассмотрен, и, по-видимому, принят закон, согласно которому будут ликвидированы все внутренние офшоры в Мордовии, на Чукотке и в Калмыкии. По его словам, потери бюджета от предоставляемых на их территории льгот составили 52 млрд руб. С Шаталов рассказал, что также будет наведен порядок с уплатой налогов при использовании схем, когда фирмы-однодневки заказывают большое количество консультационных и маркетинговых услуг в зарубежных оффшорах. При использовании схемы ухода от налогов через подобные каналы РФ только в 2002 г. потеряла 9 млрд долл. В отношении налога на имущество организаций С. Шаталов сообщил, что до 1 января 2004 года все субъекты Федерации должны принять законы о налоге на имущество организаций. Он напомнил, что уже приняты поправки в Налоговый кодекс РФ по налогу на имущество организаций, и регионам предстоит установить ставки данного налога и определить перечень организаций, для которых будет действовать льготная ставка. С. Шаталов отметил, что с 1 января будущего года резко сужается налогооблагаемая база по этому налогу, "из нее исключаются товарные запасы, затраты на капитальное строительство и нематериальные активы". Вместо этого увеличивается предельная налоговая ставка, которая будет составлять 2,2 проц. По его словам, "регионы почти не потеряют поступлений от этого налога", поскольку существенно сокращается объем предоставляемых льгот". Как сказал С. Шаталов, сегодня около 60 проц налоговой базы выводится из-под налога. С 1 января стоимостной объем предоставляемых льгот снизится до 30 проц, в последующие два года объем льгот будет сокращен до 10 проц. Так, с 2006 года по словам первого замминистра, льготы будут отменены для государственных органов, объектов ЖКХ, социальной сферы и др. Первый замминистра финансов также сообщил, что налог на рекламу может быть отменен с 1 января 2005 года. По его словам, соответствующий законопроект уже прошел в Госдуме первое чтение. Налог на рекламу – региональный, и чтобы регионы не потеряли доход от его отмены, налог планируется заменить на торговый сбор, который надо будет платить за право вести торговлю на территории региона. С. Шатало высказал мнение, что введение НДС-счетов создаст условия для равной конкуренции на рынке. По его словам, для правительства не столь важно, что в результате уменьшится объем махинаций и увеличится объем налоговых поступлений. Главное - будут созданы условия для равной конкуренции на рынке. «Если существуют добросовестные налогоплательщики, и те, кто не платит НДС, то нельзя говорить о равной конкуренции, поскольку добросовестные налогоплательщики со временем вынуждены принять правила игры на рынке», - сказал замминистра. Предложение ввести НДС-счета вызвано системным кризисом в сфере уплаты НДС. По данным, приведенным С.Шаталовым, в первом полугодии 2003 г. начисление НДС увеличилось на 20%, при этом суммы к возмещению НДС на внутреннем рынке возросли на 40%, а суммы к возмещению НДС по экспортным операциям увеличились на 56%. Для сокращения злоупотреблений в сфере уплаты НДС правительство и предлагает введение специальных официальных НСД-счетов, по которым будут проходить все операции по уплате налога на добавленную стоимость. Вместе с тем, введение НДС-счетов будет иметь и негативные последствия, связанные с сокращением оборотных средств предприятий. Поэтому правительство одновременно предполагает ряд компенсационных мер: отмену уплаты НДС с авансовых платежей по экспортным операциям, облегчение возмещения НДС экспортерам и изменение порядка возмещения НДС при капитальном строительстве. |