21.11.2003  Новосибирск: в супермаркетах появятся демократичные суши

   Популярность японских ресторанов и суши-баров в Новосибирске подтолкнула предпринимателей организовать массовое производство суши. Александр Войтов и Артем Никитин учредили компанию "Домашний ресторан", которая будет производить и продавать эти продукты через супермаркеты, осуществлять доставку в дома и офисы. Рестораторы опасаются, что массовое производство может дискредитировать японскую кухню, а московские производители говорят, что санитарная инспекция запрещает торговать в магазинах.
   Японскую кухню в Новосибирске представляют рестораны "Тинькофф", "Планета суши", "Тайе сакаба", "Суши-терра", "Этно" и др. Средняя цена порции суши - от 200 до 500 руб.
   Александр Войтов и Артем Никитин - большие любители японской кухни, из чего и родилась бизнес-идея. "Я много путешествовал, во всем мире суши - совершенно демократичное и очень распространенное блюдо. В Новосибирске же, чтобы от души поесть суши, надо потратить около $50 на человека. Это неоправданно дорого. И мы решили сделать суши доступными для большинства". Войтов и Никитин зарегистрировали компанию "Домашний ресторан", сняли помещение под цех, купили оборудование, нашли суши-повара и в начале декабря планируют начать первые продажи. Затраты на проект Александр Войтов оценивает в $40 000.
   По словам Войтова, "Домашний ресторан" будет производить 20 видов суши. Продаваться суши будут в виде наборов, упакованных в коробки из прозрачного пластика. В одном наборе - пять-шесть видов суши, общий вес - 300 г. Розничная цена набора - 150 руб. Войтов говорит, что срок реализации суши в маркетах - одни сутки. За это время, по его мнению, качество никак не пострадает. По расчетам Войтова, при объемах реализации около 100 наборов в день проект выйдет на окупаемость. Максимум в течение года партнеры предполагают вернуть вложения. Одновременно с продажами в маркетах "Домашний ресторан" планирует развивать услугу доставки суши на дом и в офисы.
   Новосибирские рестораторы не воспринимают проект Войтова и Никитина как конкурентный и скептически оценивают идею в целом. Основной довод рестораторов - суши нужно есть сразу после приготовления. "Если мы говорим о настоящих суши, то сложно представить суточный срок реализации. Не надо пытаться сделать суши вторыми пельменями", - говорит маркетинг-менеджер "Росинтер-Новосибирска" (управляет "Планетой суши") Анна Рахленко. "Ценители японской кухни знают, что суши съедаются в течение 5 - 10 минут после приготовления. Суши, продающиеся в маркетах, могут повредить репутации суши в целом. Если человек впервые в жизни попробует суши в таком варианте, ему может не понравиться и в японский ресторан он уже не придет", - рассуждает Александр Прокудин из "Тинькофф-Новосибирск". Планы по развитию услуг доставки рестораторы восприняли более благосклонно. Константин Локонов, совладелец "Суши-терры", говорит, что такая потребность есть: "Ни одно из японских заведений в городе не осуществляет доставку. Мы считаем это направление перспективным, сейчас просчитываем затраты на организацию своей службы доставки".
   Московский предприниматель, совладелец компании по производству и доставке суши, просивший не указывать его имени и названия компании, рассказывает, что в службу доставки ежедневно поступают десятки заказов. Не раскрывая объемов продаж, он говорит, что за полгода работы первоначальные вложения окупились. Москвичи тоже пытались продавать суши в магазинах, но не смогли получить санитарного разрешения: "В Москве нет производителей, торгующих готовыми суши, есть только прилавки в маркетах, где суши делают непосредственно перед покупкой. Мне будет удивительно, если новосибирцам разрешат это делать", - говорит предприниматель. Александр Войтов утверждает, что разрешение на торговлю от санинспекции уже получена.
   Директор по маркетингу торгового центра Новосибирска говорит, что маленький срок реализации не пугает розничных продавцов: "Главное - четко прописать взаимодействие сторон на случай неполной реализации товара: порядок вывоза, потери розничной сети. Продавец должен быть уверен в качестве продукции и в ежедневном обновлении".