17.11.2003 Россияне отказываются от пельменей и колбасы в пользу мороженых овощей и фруктов, что создает гигантские возможности для работающих на этой ниве компаний Компания «Сальмон Интернешнл», лидер российского рынка замороженных продуктов (овощи, грибы, креветки), разместит в среду на ММВБ первый выпуск облигаций на сумму 100 млн рублей. Полученные средства должны пойти на модернизацию завода в Калининградской области – «Ледово» собирается перевести туда все производство замороженных креветок, оставив в Подмосковье лишь производство замороженных овощных смесей и грибов. Таким образом компания намеревается увеличить свою долю рынка в два раза, с 30% до 60%. Момент, по мнению экспертов, выбран удачно: потребление замороженных продуктов растет быстрыми темпами вместе с изменением психологии потребителей. Если в советское время замороженные продукты ассоциировались в первую очередь с невкусными котлетами, в лучшем случае – с пельменями, то сейчас их ассортимент значительно расширился. Он включает в себя не только обычные пельмени, но и продукты класса premium. В последние годы этот рынок начал расти довольно быстрыми темпами. Самым быстрорастущим является сегмент различных овощных смесей, грибов и морепродуктов. Сегмент замороженных овощей и грибов растет в последние три года, как сказал директор по маркетингу компании «Ледово» Андрей Филимонов, на 15-20% в год, а потребление замороженных креветок увеличивается еще быстрее – на 30% в год. Отчасти, по мнению экспертов, этот процесс связан с общим бумом потребления в России. Однако у роста потребления замороженных продуктов есть и характерная черта. «Три-четыре года назад население покупало замороженные продукты время от времени, – сказала замдиректора маркетингового агентства «Маркет» Татьяна Матюшина. – Причем это в основном были пельмени или мороженые котлеты. Сейчас можно говорить о том, что сформировался круг постоянных потребителей мороженых продуктов, активно потребляющих мороженые овощи». По словам Татьяны Матюшиной, сегодня это не домохозяйки, покупающие мороженые продукты из-за того, что им не очень хочется возиться с приготовлением обеда или ужина, а молодые люди до 30-40 лет, у которых нет свободного времени, но есть достаточное количество дензнаков, чтобы покупать мороженые овощи. Это люди, которые, по мнению г-жи Матюшиной, заботятся о правильном питании и не хотят питаться не очень полезной для здоровья колбасой или пельменями. «На рост потребления оказывает влияние еще и тот факт, что, например, пакет мороженой цветной капусты стоит столько же, сколько и пакет пельменей, но первый продукт полезней», – считает Татьяна Матюшина. Новый класс потребителей мороженых продуктов готов приобретать не только такие традиционные недорогие продукты, как мороженая цветная или брюссельская капуста, но и более дорогие смеси, в которые входят, например, стебли бамбука или спаржа, не говоря уже о морепродуктах, таких как креветки. Впрочем, это касается только молодых людей – россияне более старшего возраста из советского прошлого вынесли убеждение в несъедобности мороженых продуктов. По мнению Татьяны Матюшиной, в последнее время наблюдается рост спроса не только на овощные смеси, но и на чистые мороженые овощи, такие как зеленый горошек или кукуруза. «Многие хозяйки, долгое время покупавшие консервированный горошек и кукурузу для салата, переходят на свежемороженые аналоги», – говорит она. На фоне этой тенденции намерение лидера рынка (по оценке аналитического отдела РБК) заняться расширением производства выглядит весьма осмысленно. «На занятые на рынке деньги мы собираемся модернизировать купленный летом завод в Калининградской области, – сказал Андрей Филимонов. – В настоящее время мы закупаем оборудование. В дальнейшем мы планируем полностью перевести на этот завод производство замороженных креветок, поскольку имеющиеся там мощности в большей степени отвечают потребностям этого производства. После завершения модернизации мощность нового завода должна составить 1000 тонн в месяц». В настоящее время компания «Ледово» делает мороженые креветки на своем заводе в Щелковском районе, однако после переноса производства его объем существенно вырастет. Главная цель этой акции, по словам г-на Филимонова, – увеличение доли производителя на рынке. Согласно официальному пресс-релизу компании, с помощью завода в Калининградской области «Ледово» планирует увеличить продажи мороженых креветок на 32% в 2004 г. (и увеличить долю данного рынка до 60%). В настоящее время продукция «Сальмон Интернешнл» (входящего в группу «Ледово») в категории «креветка в панцире» занимает 35% российского рынка, в категории «очищенные морские деликатесы» – 30%, «пресервы» (креветка, мидии, коктейли) – 96%, «деликатесные рисовые смеси» (паэлья и т. п.) – 20%, замороженные шампиньоны – 26%. Несмотря на то что эксперты считают «Ледово» абсолютным лидером рынка, в самой компании свои успехи оценивают более скромно. «Мы являемся одним из лидеров рынка, – говорит Андрей Филимонов. – Нашим ближайшим конкурентом в России является компания «Сирена»». Г-н Филимонов соглашается, что запуск нового завода в Калининграде приведет «к некоторому переделу долей рынка». Усилению позиций компании должен способствовать и запуск целого ряда новых продуктов. Они уже разработаны, однако о чем именно идет речь, г-н Филимонов говорить отказался, сославшись на коммерческую тайну. |