17.11.2003  Качество водки гарантирует ФСБ

   Водка – это наше все. Если до сей поры в этом кто-то сомневался, то теперь любые сомнения становятся просто смешны. Ведь контролем над оборотом драгоценного напитка, а также над его качеством отныне займется сама ФСБ – организация серьезная и имеющая своих людей, как известно, на самом-самом верху. И если уж она решила осуществлять контроль над «горькой», значит, последняя приравнена к главным государственным ценностям.
   Специалисты НТЦ «Атлас» при всемогущем ведомстве, как сообщается, разработали систему полного мониторинга производства и оборота крепкого алкоголя в стране. В нее входят и штрихкодовые марки с усиленной защитой, и единая компьютерная база данных по заказам таких марок, позволяющая точно знать количество выпускаемой водки в России. На данный момент система апробируется в СЗФО.
   Актуальность разработки очевидна. На данный момент, перефразируя классиков, наша статистика знает все, но не знает одного – сколько в России выпускается крепких алкогольных напитков. В прошлом году, по данным Госкомстата, эта цифра составила 139 млн дал. В этом году ожидается снижение до 120 с небольшим млн дал. Однако эти данные неполны. Еще два года назад Счетная палата оценивала соответствующие объемы не менее чем в 300 млн дал – с учетом производства «левой» водки на официально существующих предприятиях, а также «паленого» напитка в своего рода подпольных цехах. Получалось, что среднестатистический россиянин, даже если брать россиян совсем юных, ежегодно «принимал на грудь» свыше 2 дал, или 20 л только ликеро-водочных изделий, не считая самогона, вина, пива. А также алкоголя непищевого, т.е. любимых маргинальными категориями населения дешевых одеколонов, чистящих средств и прочих предназначенных не для желудка жидкостей.
   Тот же Госкомстат, а также Национальная алкогольная ассоциация и ряд других заинтересованных организаций, правда, на протяжении последних полутора лет вроде бы фиксировали снижение производства напитков «неофициальных». По различным оценкам, доля последних в крепкоалкогольном «рационе» россиян упала до 25-30%. Однако это данные лишь приблизительные и несильно радующие, тем более что в середине года опять вроде бы наметилась тенденция, как выразился главный санитарный врач страны Онищенко, «пить всякую гадость».
   Соответственно, государство теряет сотни миллионов рублей только от непоступления в казну акцизных платежей. Это не считая ущерба здоровью россиян, который причиняет «паленая» водка: от отравлений, связанных с ней, а также с непищевым алкоголем в стране ежегодно гибнет свыше 35 тысяч человек. В Госсовете и других весомых структурах давно обсуждается концепция алкогольной политики, в которой должны быть прописаны все соответствующие методы решения проблемы. Некоторые горячие головы из политиков даже предложили не ломать голову, а просто восстановить госмонополию на продажу и производство водки: мол, последняя будет лучше и доходов от нее в бюджет будет поступать больше. Однако возвращаться в открытую к советской системе, видимо, властям показалось по каким-то причинам неудобным. Зато советский опыт «колпака спецслужб» оказался востребован, более того, он даже может быть серьезно дополнен, так как при всем тогдашнем могуществе КГБ СССР производство водки все-таки не контролировал. Ныне отечественные спецслужбы могут восполнить этот пробел, если им, конечно, доверят не только разработку системы мониторинга алкогольной продукции, как в случае с системой ГАС «Выборы», но и постоянный контроль над ней. Тогда останется, как это нынче модно, только дополнить эту систему наглядной агитацией. Например, в виде плакатов, развешанных на ликеро-водочных заводах, с выразительными надписями вроде «ФСБ все видит» или даже пресловутым «Большой брат следит за тобой», чтобы у трудящихся и их непосредственных руководителей не возникало желания гнать «левую» продукцию. Воспитанные на ленинской фразе «Социализм – это учет» массы все быстрее осознают, что капитализм – это тоже учет, только еще более строгий.