14.11.2003  Москва: магазин на лестничной клетке

   В столице появился новый вид торговли, который может составить конкуренцию не только большим торговым центрам, но и оптовым рынкам. Продавцы китайского ширпотреба под натиском милиции и торговой инспекции на зиму перекочевали из уличных подземных переходов и станций метро во дворы жилых домов. Теперь нелегальным торговцам, которые, не сговариваясь с правительством Москвы, решили вопрос организации "магазинов возле дома", не страшны милицейские облавы - их охраняют консьержки и сами жильцы.
   Обычный жилой дом номер 22 по улице Декабристов превратился в торговый центр. Во всех шести подъездах можно приобрести различные товары повседневного спроса. Вся территория четко поделена: в первом и третьем - кофточки и тапочки, во втором - белье, в остальных - продукты питания. Стихийная торговля возле этого дома возникла не случайно. Выбор места для своего бизнеса продавцы объясняют удобством расположения - через этот двор к метро ходит практически весь район, к тому же сразу за углом есть поликлиника, которая гарантирует наличие постоянных покупателей.
   У младшего брата больших супермаркетов появился даже свой режим работы - в будние дни только после трех часов дня, а в выходные до двух. "Мы стараемся подстроиться под режим работы милиционеров, - комментирует столь необычный график продавщица детской одежды. - Ведь им не очень хочется по утрам, да еще в выходные нами заниматься. Тут учитывается обычная человеческая лень". "Мы как ввели график работы, так гонять нас стали меньше, - подключается к разговору стоящая рядом продавщица тапочек - А то раньше каждую неделю приходилось выяснять отношения с милицией. Они товар отнимали. А товар у нас хороший".
   Ассортимент "маркет-хауза" (так его прозвали жители района) постоянно пополняется. Тут есть практически любая одежда, да и цены не кусаются. Например, комплект постельного белья - 250 рублей, спортивные штаны - 100 рублей, тапочки - от 50 до 150, рубашки - 100, бюстгальтеры - до 130.
   Кто первый придумал подъездный вариант торговли, жители дома уже не помнят. Но экзотическим способом торговли в подъездах заинтересовались и восточные конкуренты. Как сообщили в управе района, подобный торговый дом в Отрадном есть и по адресу улица Декабристов, дом 9, там кавказцы нелегально продают одежду и продукты, прячась от холода в теплых подъездах.
   В управе района Отрадное говорят о том, что борются с этой проблемой уже давно. "Первые торговцы у нас появились где-то год назад, - рассказывает главный специалист отдела потребительского рынка района Отрадное Елена Куркиева. - Но сейчас их количество возросло, и бороться с ними становится все труднее. Торговля эта незаконна. У лоточников нет ни разрешения на торговлю, ни необходимых кассовых аппаратов. К тому же одежда, согласно закону о торговле, не входит в реестр разрешенных для продажи на улице товаров".
   Отрадное - далеко не единственный район в столице, где возникают очаги нелегальной торговли. Практически возле каждой станции метро бабульки спекулируют продуктами и дешевой одеждой. На Ленинградском шоссе, возле метро "Белорусская" предприимчивые торговцы продают водителям любые виды спиртных напитков. А в Кузьминках, на Зеленодольской улице во дворах жилых домов обосновались продавцы сантехники и бытовых приборов.
   По словам руководителя департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Владимира Малышкова, столичные власти проводят программу реорганизации стихийных рынков. Причем ликвидация "народных базаров" идет постепенно и очень осторожно. "В Москве уже несколько лет проводится в жизнь правительственная программа по реорганизации стихийных рынков. Из 240 торговых точек сейчас работает только половина. Остальные либо ликвидированы, либо реорганизованы". Ликвидация "народной торговли" идет с учетом того, что "денежные доходы части москвичей еще малы и на таких рынках, при всех их недостатках, покупают продукты питания многие москвичи". Однако в планах чиновников в недалеком будущем - "перетащить покупателей с необорудованных прилавков в цивилизованные торговые центры". А чтобы избежать социального взрыва, городские власти собираются оставить в каждом столичном округе по одной барахолке. Шанс выжить имеют только самые популярные и посещаемые места. Будут сохранены также существующие в городе специализированные рынки по продаже стройматериалов, автозапчастей и аудиовизуальной продукции.