13.11.2003 Перевозчики нефти переориентируются на зерно Внимание одного из крупнейших российских перевозчиков к убыточному бизнесу, каковым является перевозка зерна, - событие неординарное. Особенно учитывая то, что компания создавалась для специализированной работы на сверхприбыльном рынке - перевозке нефтеналивных грузов. Рентабельность в секторе перевозок зерна сегодня крайне низка. Она, по мнению аналитика Центра стратегического анализа Радмилы Яковлевой, объективно не может быть высокой в силу двух основных причин. Первая - сезонность: значительную часть времени парк соответствующих вагонов вынужден простаивать. Вторая - дефицит подвижного состава в периоды активной работы. "В таких условиях было странно предполагать, что частная компания в ущерб своей основополагающей цели (извлечение прибыли) займется развитием неприбыльного бизнеса, - говорит Р.Яковлева. - Специалисты компании наверняка разработали собственные логистические схемы, которые помогут сделать этот вид перевозок прибыльным". Пресс-секретарь Новой перевозочной компании О.Смолин подтвердил наличие этих схем, однако от подробных комментариев отказался. Ситуация на рынке железнодорожных перевозок, несмотря на положительные сдвиги в отрасли, далеко не безоблачна. Прежде всего это касается отсутствия развитых логистических цепочек, причем для любых номенклатур грузов. Россия в последние годы стала выращивать зерна больше, чем ей требуется самой, а транспортные схемы для экспорта только выстраиваются. Изменить реверс в транспортной системе, рассчитанной десятилетиями на импорт зерна, очень сложно. Эксперты полагают, что Новая перевозочная компания будет серьезным игроком на новом для себя рынке. В этом не сомневаются и в ОАО "РЖД". "Стремление частной компании развивать собственный парк для перевозки зерна свидетельствует о ее серьезных намерениях", - сказали в пресс-службе ОАО "РЖД". По словам О.Смолина, программа по развитию парка подвижного состава, рассчитанная на период до 2005 года, предполагает получение 4000 полувагонов и 2400 специализированных вагонов-хоперов для перевозки зерна. Не забывает компания и про свой основной бизнес - будет приобретено 10000 цистерн. "Рост цен на нефть на мировом рынке повлек за собой и рост добычи нефти, однако транспортные мощности оказались совершенно неподготовленными к такому обороту дел, - говорит О.Смолин. - Возможности наиболее дешевого средства транспортировки нефтепродуктов - трубопроводов - ограниченны. Естественно, что нефть становится на колеса". Развитие имеющихся и строительство новых трубопроводов имеют свои сложности. Все магистральные трубопроводы - госсобственность, и решение о строительстве может, соответственно, приниматься лишь на государственном уровне, что исключает мобильность в его принятии. К тому же строительство займет несколько лет, в течение которых весьма существенны риск падения мировых цен на нефть и, соответственно, сокращение экспорта нефтепродуктов. Это в свою очередь увеличивает срок окупаемости построенных трубопроводов. Поэтому железнодорожным компаниям, занимающимся нефтеперевозками, в ближайшие годы гарантировано получение прибыли. Хотя это значительно более дорогой способ транспортировки, его плюсы состоят в большей гибкости и, главное, в способности быстро реагировать на все возрастающие потребности нефтяных компаний по экспорту своих грузов. |