13.11.2003 РСПП предложил Концепцию промышленной политики Председатель совета директоров АФК "Система", руководитель комитета РСПП по промышленной политике Владимир Евтушенков опубликовал статью в газете "Ведомости", где проводится анализ промышленной политики России и обсуждается Концепция Промышленной политики РФ, предложенная РСПП. В статье, в частности, говорится: Согласно последнему крупному исследованию ВШЭ, посвященному структурным реформам, почти три четверти предприятий России демонстрируют отрицательные темпы накопления капитала, т. е. проедают свои основные фонды. Государственное регулирование сводится к искусственному поддерживанию на плаву неконкурентоспособных предприятий за счет явных или скрытых субсидий. В то же время сферу реальных конкурентных преимуществ России составляют комплексные мультимедийные системы, гражданская авиационная и ракетно-космическая техника, "повышающие" технологии энергетики, биотехнология, ряд других наукоемких направлений. По некоторым оценкам, из применяемых в мире полусотни макротехнологий нашей стране принадлежит около трети. Однако, щедро производя знания, Россия не может их применить. Почему? Объяснение, казалось бы, одно - на инновации нет денег. Но более пристальное рассмотрение вопроса не оставляет сомнений в том, что на самом деле критичной является ситуация с использованием другого ресурса. Мировой опыт современной промышленной политики ставит во главу угла не деньги, а проекты. Разница в том, что "деньги" покупают очередную, на ходу устаревающую тепловую турбину, а "проект" производит современную атомную. "Деньги" бурят еще одну скважину, "проект" выдает продукт глубокой переработки нефти (например, долговечные полимерные трубы). В России "деньги" пока сильнее "проектов". И это при том, что проектный подход открывает отечественной промышленности грандиозные рынки сбыта. Основополагающий документ для сегодняшней финансово-экономической элиты - "Стратегия развития РФ до 2010 г. " (программа Грефа). В ней обозначены разумные цели: сбалансированность бюджета, ограничение госрасходов, выравнивание условий конкуренции. Однако программа не выдвигает инновационные приоритеты как универсальное внеотраслевое управленческое решение. Ежегодно бюджет проходит черпаком по тарелкам, верстая федеральные целевые программы поддержки наукоемких отраслей (ФЦП) , каждой из которых достается около 2 млрд руб. в год - сумма, способная не поддержать сколько-нибудь серьезно высокотехнологичный проект, а, наоборот, заморозить его. Жертвой проводимой правительством "промышленной политики" стал, например, региональный самолет нового поколения Ту-324, разработанный АНТК им. А. Н. Туполева, - несмотря на статус президентской, программа оказалась сорванной из-за отсутствия финансирования ($70 млн). Нынешний выборный год и следующий, фактически уже спланированный бюджетом-2004, можно считать потерянными для общенациональных высокотехнологичных проектов. Но еще есть надежда, что правительство, готовя бюджет-2005, сможет проявить волю и сформулировать ясную промышленную политику, без которой задача удвоения ВВП, поставленная президентом, останется пустым лозунгом. Выбор и поддержка точек роста экономики - ключевой принцип Концепции промышленной политики, предлагаемой РСПП. Главный критерий выбора - рост произведенной добавленной стоимости, который напрямую связан с инновационным потенциалом компаний. При этом количественные и качественные критерии выбора конкретных объектов промышленной политики должны, по концепции РСПП, полностью исключить как возможность использования инструментов промышленной политики для необоснованной поддержки неэффективных предприятий-лоббистов, так и дискриминацию хозяйствующих субъектов по формальным признакам (компании малого и среднего бизнеса, предприятия ВПК и т. п. ). Главным экономическим ориентиром государства должно стать создание стимулов для выпуска конкурентоспособной продукции. Концепции приписывают идею поддержки исключительно крупного бизнеса. Однако документ недвусмысленно указывает на равный статус крупных, средних и малых компаний как претендентов на участие в инновационных программах государства. Сторонников промышленной политики критикуют за идею "погони за лидером". Но те же принципы, как и нацеленность на развитие наукоемких отраслей и технологическую модернизацию традиционных, заложены в основу промышленной политики стран ЕС и США, которые нельзя заподозрить в догоняющей стратегии. Так почему нам возражают, при этом искажая принципиальные стратегические идеи? Ответ на поверхности - управляющий никогда не пожелает быть управляемым. Любое федеральное ведомство является таким же объектом модернизации, как и сама экономика. Тем 4% населения, которые, вместо того чтобы формировать конкурентную среду, выступают против прозрачности бизнеса и обслуживают сегодня лиц, контролирующих основную массу капитала страны, ничего не нужно, кроме сохранения своего положения. Экспортно-сырьевая среда - материальная основа существования современной бюрократии. Реальной силой, способной ей противостоять, выступает сегодня именно бизнес. Проблема в том, что в борьбе с коррупцией он пока не видит в государстве реального союзника. |