11.11.2003  На рынке светотехники произошли глубокие перемены, от которых выиграли только импортеры

   Российский рынок светотехники достаточно обширен и разнообразен, благодаря чему он сохраняет привлекательность для большого и среднего бизнеса. По оценке экспертов, в этом секторе "крутится" более 400 миллионов долларов.
   Надо отметить, что и в СССР этому сектору уделялось большое внимание - на освещение расходовалось около 13 процентов всей вырабатываемой в стране электроэнергии. На полную мощь работали 20 электроламповых заводов, 35 специализированных заводов по выпуску световых приборов и 6 заводов пускорегулирующей аппаратуры.
   После реформирования российской экономики существующая налаженная схема производства светотехнических изделий была нарушена, а новая, которая подходила бы к рыночным условиям, создавалась довольно долго и мучительно. Еще свежи в памяти времена, когда тотальный дефицит вызвал настоящую охоту на лампочки в подъездах.
   Открытие границ, выравнивание цен привело к быстро возрастающей экспансии зарубежных светотехнических фирм. Причем продукция этих фирм во многих случаях отличалась более высоким качеством, рекламным обеспечением и привлекательностью упаковки. В результате этого спрос на отечественные товары резко упал, а импорт занял лидирующее место. Заводы стали выпускать гораздо меньше бытовых светильников, а импорт возрос в 17 раз. Весьма энергично на российском рынке светотехники действовали производители из Польши, Германии, Испании. На рынок пришли и крупные оптовые компании.
   Многие зарубежные фирмы пытались создавать собственные торговые сети.
   Однако одновременно с крупными и технически передовыми западными компаниями на российский рынок пришли и многочисленные мелкие, полукустарные фирмы из Объединенных Арабских Эмиратов, Малайзии, Тайваня, Турции и других восточных стран, реализующих зачастую несертифицированную и часто низкокачественную, хотя и более дешевую продукцию.
   На рынке сложилась абсурдная ситуация, когда лампы в Россию ввозят и продают 62 страны, причем зачастую такие, которые даже не имеют собственного производства, в частности Австралия и Новая Зеландия, а мощности отечественных электроламповых заводов используются лишь частично.
   В последние годы достаточно большое влияние на рынок светотехнической продукции оказывают разветвленные сети частных коммерческих фирм. Только в Москве и московском регионе их насчитывается около 1900, что в 8-10 раз больше, чем было 5-6 лет назад. Кроме того, именно в Москве реализуется наибольший объем элитного и эксклюзивного товара, прежде всего бытовых светильников и приборов для таких общественных зданий, как банки, гостиницы, рестораны. Среди них особое место занимают люстры из венецианского стекла, которые по праву могут считаться королевами рынка.
   Что касается проникновения импортной продукции в Центральную Россию, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Краснодарский и Ставропольский края и другие регионы страны, то оно весьма ограничено.
   По ценовым группам все светильники, по мнению экспертов, можно разбить на четыре группы: 1-я группа - дешевые, в большинстве своем отечественные светильники стоимостью 30-60 долларов. Во 2-ю группу входит товар стоимостью до 100 долларов - это в основном импортные светильники из Польши, Турции, ОАЭ. К 3-й группе относятся дорогие светильники, стоимость которых достигает 100-500 долларов, это преимущественно импорт из Италии, Испании, Германии, Австрии. В 4-й группе элитные светильники с авторским дизайном в основном из Италии и Австрии стоимостью выше 500 долларов.
   Что касается спроса, то эксперты отмечают, что в провинции в основном пользуются успехом светильники средней ценовой категории при европейском качестве. А вот в Москве и Санкт-Петербурге, по данным маркетинговых исследований, рынок бытовых светильников достиг высокого уровня насыщенности, к тому же наблюдается перенасыщенность элитного сегмента рынка. Впрочем, в целом дифференциация спроса по регионам имеет стойкую тенденцию к усилению. Так, рынок Северо-Западного региона отдает предпочтение светотехнической продукции скандинавского или германского производства. Северо-Кавказский регион отдает предпочтение австрийским светильникам, а также "подражаниям" преимущественно турецкого и иранского производства. Что же касается светильников с хрустальными элементами, то рынок ими перенасыщен, в результате чего уровень цен на эту категорию снизился в целом на 15-30 процентов.
   Между тем Россия не только импортирует, но и экспортирует светотехнику. Экспорт производимой в России светотехнической продукции осуществляется в ряд стран СНГ.
   Эксперты считают, что в будущем импорт светильников будет сокращаться за счет роста собственного производства, и, стало быть, отрасль имеет особую привлекательность для инвесторов.