10.11.2003 Ленинградская область: мелкие операторы не имеют базы для обеспечения безопасности перевозок Заметное увеличение численности “маршруток” в Петербурге и Ленинградской области отнюдь не является прямым свидетельством безоблачного процветания операторов коммерческого рынка перевозок, причем даже крупнейших. Ахиллесова пята данного сегмента рынка мало чем отличается от проблемных зон большей части российского бизнес-сообщества . Основное препятствие на пути к стабильному и равноправному развитию участников коммерческого рынка маршрутных перевозок - отсутствие четких правил игры. Но самое обидное заключается в другом: пока не сформирована полноценная база (причем на федеральном уровне) для создания этих правил. Да и многие законодательные подвижки государственного масштаба особого восторга не вызывают не только у перевозчиков, но и у местных властей. Например, представители Комитета по транспорту администрации Петербурга совместно с некоторыми крупнейшими операторами рынка, в том числе ОАО “Третий парк”, негодуют по поводу ухудшения контроля за маршрутными перевозками (этим летом вступила в действие 2-я часть Кодекса об административных правонарушениях). Благодаря кодексу количество методов борьбы с недобросовестными перевозчиками фактически сократилось, естественно вкупе с эффективностью. Минусов, проявившихся за первые месяцы действия кодекса, оказалось немало. Один из них относится к срокам привлечения недобросовестных операторов к ответственности. Например, постановление о составленном протоколе на месте нарушения должно быть выписано не позднее, чем в течение суток. В случае если провинившийся перевозчик за это время обнаружен не будет, нарушение автоматически остается безнаказанным. Что называется “ввиду срока давности”. Кроме того, возмущение у многих вызывает то, что новый кодекс по многим пунктам прописывает привлечение к административной ответственности только по решению суда. Между тем негативные стороны кодекса почувствовали не все операторы рынка маршрутных перевозок. Гендиректор ИП “Антошевский” А. Антошевский подчеркнул: “Мелких перевозчиков особо не контролировали ни при старом законодательстве, ни сейчас. Многих из них контролирующие инстанции в глаза не видели. По этой причине и увеличилось число аварий, ведь мелкие операторы не имеют базы для обеспечения безопасности перевозок”. Ситуация с крупными участниками рынка коммерческих маршрутов, по мнению А. Антошевского, также не изменилась. “Нас как проверяли каждый божий день, так и проверяют до сих пор”, - посетовал предприниматель. Подобное действие кодекса объясняется, в частности, перенасыщением рынка коммерческих перевозок операторами. По мнению специалистов, численность перевозчиков на территории северной столицы превысила все мыслимые границы. Напомним, что сегодня в Петербурге на коммерческих маршрутах работает 58 операторов. Примерно 70% этого сектора рынка приходится на долю трех перевозчиков - ГУП “Пассажиравтотранс”, ОАО “Третий парк” и ИП “Антошевский”. Несмотря на явные признаки монополизма, крупные операторы жалуются на отсутствие здоровой конкуренции. Это, в частности, проявляется в том, что на плечи сильнейших и крупнейших падают основное налоговое бремя и проверки, в то время как перевозчикам поменьше ввиду их многочисленности нередко удается избегать этого. Как говорится, за всеми не уследишь. Но попытаться все же можно. С этой целью в ОАО “Третий парк” предложили утвердить законодательно квоту на количество перевозчиков. “Это позволит выбирать лучших операторов рынка, которые имеют хорошую базу как техническую, так и кадровую для обеспечения безопасных маршрутов”, - поведал заместитель генерального директора ОАО “Третий парк” Анатолий Григорьев. Стоит сказать, что эта идея нашла поддержку у многих операторов рынка коммерческих перевозок. Разногласия возникают лишь относительно принципов осуществления задуманного. Впрочем, необходимо отметить, что о сроках внедрения в жизнь перевозчиков понятия “квоты” речь пока не идет. Для вытеснения с рынка недобросовестных участников, а также с целью оздоровления конкуренции поступают и другие предложения. В связи с тем что конкурсы на маршрутные перевозки, по мнению участников рынка, сегодня проходят номинально, один из операторов высказал пожелание создать своеобразный заслон между Комитетом по транспорту и новыми участниками рынка. Роль заслона может исполнить общественная организация в виде экспертного совета. Можно констатировать: недостатка в хороших идеях нет. Главный же вопрос: как реализовать лучшее и никому не навредить? |