04.11.2003  МНС предлагает изменить ставки налога на добычу металлов, но для мелких компаний увеличение налогового бремени может оказаться непосильным

   МНС недовольно тем, что постоянно растущие цены на металлы пополняют лишь карманы компаний-экспортеров, а не бюджет. Налоговики предлагают привязать ставки налога на добычу металлов к биржевым ценам, как это сделано с нефтью. По мнению экспертов, эти изменения усилят концентрацию в отрасли, поскольку для мелких компаний увеличение налогового бремени может оказаться непосильным.
   По словам замначальника управления ресурсных платежей МНС Михаила Юмаева, министерство выступает за введение специфической ставки налога на добычу для ряда твердых ископаемых, который будет исчисляться в рублях за тонну добытого сырья. Кроме того, МНС предлагает корректировать ставки налога в зависимости от мировых цен на ископаемые и дифференцировать их в зависимости от условий добычи. Как пояснил начальник управления ресурсных платежей МНС Андрей Федоров, два первых нововведения касаются лишь компаний, которые добывают торгуемые на биржах металлы - алюминий, никель, медь, золото и платину.
   Сейчас ставка налога на добычу этих металлов составляет 8% от стоимости их реализации. Стоимость компании определяют самостоятельно, вычитая из суммы выручки расходы на транспортировку и некоторые другие траты. Корректирующие ставку налога коэффициенты, которые учитывают колебания цен на мировых рынках, сейчас действуют только в отношении налога на добычу нефти. Формула учитывает средний за квартал уровень цен сорта нефти Urals и среднее значение курса доллара к рублю за этот период.
   По словам Федорова из МНС, идея ввести специфическую ставку налога родилась "в рамках работы по совершенствованию системы администрирования". "Мы так и не научились отслеживать цены, на основе которых взимаются налоги по адвалорным ставкам", - признает бывший руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития, доцент кафедры финансового права Высшей школы экономики Михаил Орлов. "А специфическая ставка резко упрощает расчет налога и облегчает задачу для налоговых органов", - говорит Орлов.
   Зачем налоговики хотят "привязать" ставки налога к мировым ценам на металлы, Федоров не пояснил. "МНС легко понять, - отмечает аналитик компании "НИКойл" Вячеслав Смольянинов. - Цены на металлы стабильно растут с конца прошлого года. К примеру, цена тонны никеля выросла с начала года на 60%". В МНС не смогли уточнить, выросли ли пропорционально увеличению цен поступления от налога на добычу металлов. Орлов из ВШЭ опасается, что привязка к мировым ценам будет губительна для компаний, которые не имеют возможности экспортировать свою продукцию, а всю выручку получают от внутренних продаж.
   Дифференцировать налог на добычу металлов в зависимости от условий добычи МНС предлагало уже не раз. "Единая для всех специфическая ставка прежде всего ударила бы по компаниям, которые продают сырье по более низким ценам, например, из-за его более низкого качества, и по тем, у кого себестоимость добычи выше", - говорит Орлов. В Минфине поддерживают эту идею, однако, как отмечает замруководителя департамента налоговой политики министерства Анна Салина, соответствующие поправки в закон ведомство не планировало разрабатывать "раньше чем в 2006 г.".
   Опрошенные представители компаний, ведущих добычу металлов, оказались не в курсе предполагаемых изменений и затруднились оценить возможные последствия. "Все будет зависеть от того, какие конкретно ставки они установят", - говорит сотрудник "Базэла". Однако, по словам Федорова, налоговики сами пока лишь "обсуждают" возможность нововведений.