03.11.2003 Санкт-Петербург: наметилась тенденция специализации исследовательских компаний по сферам бизнеса В последнее время наметилась тенденция специализации исследовательских компаний по сферам бизнеса. Темпы роста рынка исследовательских услуг в Петербурге составляют 17-20% в год. Последние 2 года наблюдается ускоренное развитие этого бизнеса, так, по итогам 2002 г. общая емкость исследовательского рынка составила $1750 тыс. Реальность такова, что хоть рынок и растет очень быстро, однако распыленность заказов по большому числу компаний и специфичность работы с конкретными ресурсами не позволяют в большинстве случаев успешно развивать оба этих направления в рамках одной фирмы. Следствием этого стало расслоение фирм по специализации либо на сборе и обработке конкретного информационного ресурса, либо на "комплексной" аналитической обработке проблемы. Это привело к появлению компаний, которые предоставляют "информационный полуфабрикат", специализируясь на предоставлении определенного вида информации. Существуют компании, которые делают акцент на комплексной аналитической проработке проблемы. В последнее время наметилась тенденция специализации компаний по сферам бизнеса. Специализация как стратегия позволяет устанавливать тесные связи с кругом потенциальных заказчиков. Общей тенденцией является все большая сегментация рынка. Она проявляется как в специализации на ресурсном уровне (сосредоточение компании на обработке и анализе конкретного вида информации), так и в отраслевой специализации. Это приводит к тому, что на рынке каждый год появляется достаточно большое число новых игроков, которые занимают возникающие новые сегменты. Пока им зачастую удается закрепиться, поскольку спрос со стороны клиентов постоянно растет. В настоящий момент круг основных игроков информационного рынка определился. Доминирующую роль играют фирмы, которые уже более 5 лет работают на рынке. Таких компаний в Петербурге не больше 15. Этим фирмам удалось стабилизировать исследовательский состав, и они в состоянии выполнять сложные заказы. Хороший профессионал стоит минимум $700 в месяц, и платить ему надо всегда, независимо от наличия заказов. Все это определяет сумму порядка $2500-3500 на фонд заработной платы в месяц. С учетом аренды, оплаты ресурсов, минимальный объем гарантированных заказов должен быть на уровне $5-7 тыс. В денежном выражении больше всего фирмы тратят на исследования потребителей и комплексные исследования. Их доля в объеме рынка составляет порядка 55-65%. Дешевле всего обходятся исследования СМИ. Четко выделяются два типа клиентов, которые различаются по своему подходу к информационной работе, а соответственно, и предъявляемыми требованиями к исследователям. Первые - это фирмы с большим оборотом и часто разнонаправленными видами деятельности. У них созданы собственные информационные отделы, которые ведут текущую работу, а на рынок обращаются либо за специализированными исследованиями, либо за информационными полуфабрикатами (модный ныне "аутсорсинг"). Философия такой компании озвучена Михаилом Кузнецовым, коммерческим директором группы транспортно-логистических компаний "Инкотек": "В структуре Департамента маркетинга группы "Инкотек" работает собственный информационно-аналитический отдел, который постоянно отслеживает ситуацию в тех секторах рынка, где работает компания. Вместе с тем мы нередко пользуемся услугами специализированных исследовательских агентств, которые, как правило, предоставляют детальные и объективные характеристики рынка. Данные таких исследований особенно важны при подготовке новых проектов или при выходе компании на новые рынки". Другим типом клиентов являются преимущественно средние и небольшие компании, которые по мере роста своего бизнеса понимают необходимость информационного обеспечения, но не имеют или не видят необходимости создавать свой маркетинговый отдел. Логика руководителей этих компаний четко сформулирована в словах Алексея Темирова, генерального директора ООО "НПФ "Балтийский берег": "Наш рынок (пищевых ароматизаторов и сырья) по числу игроков небольшой. Раньше мы обращались к информационным фирмам эпизодически, когда надо было получить информацию о новом партнере или конкуренте. По мере развития рынка и оборотов нашей компании мы пришли к пониманию, что поддерживать темпы своего роста без полноценной информационной поддержки нам будет невозможно". |