03.11.2003  Ярославская область: конкуренты не возражают против появления частных гостиниц

   Ростов Великий входит в знаменитый маршрут "Золотое кольцо России". В городе имеется всего около 70 гостиничных мест, даже если они будут загружены на 100%, то за год смогут принять 25 500 человек. Это почти в 10 раз меньше количества туристов, посещающих город. Примерно такие математические расчеты делал в уме бывший зампредправления лопнувшего Росдомбанка Иван Синюшкин. "Ну чем не Клондайк для гостиничного бизнеса", - решил тогда он.
   Уже в 1998 г. было ясно, что банк после кризиса на ноги не поднимется. "Если честно, я тогда вообще разочаровался во всей банковской системе, - вспоминает Иван Синюшкин. - К тому же после дефолта рынок был наводнен специалистами, и толкаться локтями не хотелось". Помимо четырехлетней банковской карьеры за его плечами было два высших образования - Российская экономическая Академия имени Плеханова и МГИМО, а также небольшой капитал, сколоченный за время работы в банке.
   Синюшкин практически сразу сообразил, как оценить сегодняшний туристический поток и, соответственно, перспективы бизнеса: практически все приезжающие считают своим долгом посетить расположенный здесь Кремль XVII в., поэтому количество проданных за год входных билетов примерно соответствует количеству туристов. Экономист государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль" Светлана Штырева сообщила, что за девять месяцев 2003 г. музей посетило 153 801 человек. За аналогичный период прошлого года - 151 487 человек. Таким образом, за год город посещает более 200 000 человек.
   Гостиничный бизнес города чувствует себя великолепно. В городе работает всего две гостиницы: "Северянка" (25 мест, 19 номеров) и "Дом на погребах" (45 мест, 19 номеров), находящийся на балансе музея "Ростовский Кремль". Как пояснила замдиректора этого музея Людмила Михайлова, в сезон, т. е. начиная с апреля по сентябрь, гостиница загружена почти на 100%. "Зимой загрузка не такая ровная, но полулюксы заняты всегда", - говорит она.
   По словам Людмилы Михайловой, в городе строится еще три гостиницы. Москвичи присматривают старые усадьбы, реконструируют их и делают там гостиницы. Одну из таких усадеб XIX в. приметил в 2000 г. и Иван Синюшкин. На аукционе, организованном Комитетом по управлению муниципальным имуществом, он купил ее за 60 000 руб. Низкая цена объясняется тем, что там были прописаны люди, которых нужно было расселить за свои деньги. Здание относится к историческим памятникам, поэтому по условиям продажи предприниматель обязался реконструировать его в соответствии с предписанными нормами. "Фактически мы купили одни стены и кучу юридических проблем", - вспоминает Иван Синюшкин.
   Чтобы быстро все сделать и решить сопутствующие юридические проблемы, стоило нанять одного специализированного подрядчика, но Синюшкин решил сэкономить. "Я лично закупал материалы, краски, гвозди. Нанимал как специализированных строителей, так и отдельные бригады", - вспоминает предприниматель. В итоге ремонт растянулся на два года и поглотил $270 000. Треть этой суммы была взята в кредит в АКБ "Москва. Центр" под залог не проданных со времен банковской деятельности акций. Гостиницу назвали "Усадьба Плешанова" по фамилии построившего ее купца. Его портрет - копия с оригинала, висящего в музее Московского Кремля, украшает вестибюль.
   Официально гостиница открылась в мае 2003 г., но первых посетителей пришлось принять задолго до этого момента - 31 декабря 2002 г. в калитку постучались девять молодых людей из Москвы, приехавших в Ростов отпраздновать Новый год. "Мы им сказали, что горячей воды и отопления пока нет, так как гостиница еще не работает, - рассказывает Иван Синюшкин. - Но их это не смутило".
   Хотя это выглядит странно, конкуренты довольны появлением "Усадьбы Плешанова". "Мы рады, что открылась эта гостиница", - говорит Людмила Михайлова. Кажущаяся алогичность объясняется просто. Туристы часто путешествуют группами по 30 человек в автобусе. Так как разместиться все в Ростове Великом они не могут, то, осмотрев Кремль и прочие достопримечательности, ночевать едут, к примеру, в Ярославль. С 90-х гг., когда обветшали и закрылись три гостиницы, Ростов Великий, входящий в традиционный маршрут Золотого кольца, перешел в разряд транзитных. "Это означает, что вечерами город практически пустует. А ведь у нас открылось так много ресторанчиков", - сетует Людмила Михайлова.
   "Москвичи не только едут, строят в основном тоже они", - добавляет заместитель председателя Комитета по туризму Департамента культуры и туризма администрации Ярославской области Михаил Коптев. По его словам, Ярославская область вообще сейчас в начале туристского бума. За 2002 г. количество туристов увеличилось на 34%.
   Иван Синюшкин испытал этот бум на себе. Едва запустив гостиницу, он уже думает о расширении. Сейчас на трех этажах "Усадьбы Плешанова" разместилось 12 номеров, бар, небольшой интернет-салон. В 2004 г. гостиница будет располагать 50 - 60 номерами. Для этих целей реконструируется флигель во дворе усадьбы и возводится новое здание. Но расширение практически не отразится на штатной численности персонала. Сейчас работает 30 человек. Содержать такой штат обязывает круглосуточный характер работы. "Когда расширимся, то выйдем на оптимальное соотношение количества рабочих мест", - рассуждает Иван Синюшкин.
   "В перспективе хотели бы активнее поработать в плане туризма, чтобы не ждать, когда к нам приедут, а самим организовывать маршруты", - говорит он. Для этих целей Ростов с населением 35 000 человек расположен очень удачно: в пределах одного часа езды находятся Переславль-Залесский, Ярославль, Углич. То есть вполне можно устраивать небольшие турпрограммы.
   Но эти рассуждения пока выглядят почти лукавством - ведь гостиница и так практически заполнена. При том что на рекламу было истрачено не больше $5000: несколько объявлений в "Московском комсомольце", участие в выставке "Отдых-2003" и создание сайта. Для москвичей, которые составляют 2/3 всех посетителей, этого оказалось достаточно. Даже иностранцы - и те непонятно как, но находят гостиницу.