03.11.2003  Санкт-Петербург: ОАО "Российские железные дороги" готово к сотрудничеству с частным бизнесом

   В Санкт-Петербурге прошла конференция "Транспортная инфраструктура России", организованная Институтом Адама Смита. В ее работе принимала участие делегация российских железных дорог.
   Основная цель форума - познакомить его участников с транспортной инфраструктурой России, открывающимися возможностями для развития частного бизнеса в этой сфере, а также механизмами финансирования крупных проектов в области транспортной политики России.
   Особый интерес участники конференции проявили к состоявшейся презентации ОАО "РЖД". На конференции было отмечено, что переход железнодорожного транспорта в новую организационно-правовую форму является событием историческим. Структурные преобразования железнодорожного транспорта, вызывают самые серьезные ожидания в обществе: у клиентов ОАО "РЖД", независимых перевозчиков, предпринимателей, которые хотели бы заняться бизнесом в сфере железнодорожного транспорта. Новая корпорация в настоящее время выстраивает такую стратегию управления и развития компании, чтобы общество и государство в результате реформы получили:
   - удовлетворение растущих требований экономики и общества в перевозках,
   - повышение макроэкономической эффективности железнодорожного транспорта,
   - снижение транспортной нагрузки на экономику, и, следовательно, стимулирование экономического роста.
   Уже сейчас наблюдаются первые положительные результаты реформы: налицо активизация грузовых компаний, большой интерес частный бизнес проявляет к пассажирскому сектору.
   В субъектах Федерации получает развитие опыт регионов Западной Сибири по созданию пригородных пассажирских компаний, где обеспечена взаимная заинтересованность железной дороги и региональных администраций в осуществлении пригородных перевозок, а их окупаемость приближается к 100%. Все объективные условия для успешной работы таких компаний созданы.
   В настоящее время уже появилось много частных компаний, в распоряжении которых находится более 200 тысяч грузовых вагонов - этот примерно треть парка ОАО "РЖД". В целом они выполняют до 21% грузовых перевозок, причем в основном очень прибыльных - нефтепродукты, минеральные удобрения, автомобили.
   Президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев в программной речи на отраслевом селекторном совещании 26 сентября 2003 г., говоря о развитии конкурентного сектора, подчеркнул: "Мы должны рассматривать независимых перевозчиков грузов и пассажиров как партнеров, с которыми необходимо налаживать четкое взаимодействие и сотрудничество во имя общей эффективности". По его словам, сегодня банки, инвестиционные и финансовые корпорации проявляют интерес и высокую активность в работе по техническому перевооружению железных дорог и предприятий отрасли. Транспортные компании Германии, Польши, Финляндии, Ирана и других стран активно ищут сотрудничества с ОАО "РЖД".
   Надо отметить, что инвестиционная программа ОАО "РЖД" на будущий, 2004 год, составит 135 млрд. рублей, в 2003 году ее стоимость составила 110 млрд.рублей.
   Приоритетным направлением инвестиционной программы следующего года станет развитие на территории России международных транспортных коридоров, в частности - подъездных путей к портам и других значимых объектов, а также повышение безопасности и качества грузовых и пассажирских перевозок, закупка и модернизация подвижного состава. Ожидаемый экономический эффект от инвестиционной программы ОАО "РЖД" на 2004 год составит около 18 млрд. рублей (это около 600 млн.долларов).
   Напомним, инвестиционные потребности отрасли в период реформирования до 2010 года составляют 1триллион 400 миллиардов рублей. Из этой суммы более 780 миллиардов рублей приходятся на первые пять лет реформирования железнодорожного транспорта.