31.10.2003  Американская корпорация присматривается к российским сахарным заводам

   Американская корпорация Cargill направила делегацию на российские сахарные заводы, интересуясь их приобретением. Аналитики полагают, что сделки с Cargill дадут сахарному рынку новые технологии и ускорят его консолидацию.
   Американская корпорация Cargill Inc - одна из крупнейших компаний, инвестирующих в сельское хозяйство. Объем продаж по итогам 2003 г. (финансовый год завершается в мае) составил $59,8 млрд, прибыль - $1,29 млрд. В России Cargill владеет глюкозо-паточным комбинатом "Ефремовский" (Тульская обл.) и зерновым элеватором в Краснодарском крае. Инвестиции в российское производство с 1991 по 2003 г. составили $150 млн.
   По данным аналитической службы Международной сахарной компании (МСК), около 40% сахарного сырца поставляет в Россию корпорация Cargill и 35% - французская Sucden Group. В 2003 г. российский рынок сахара составит более $2 млрд. В России насчитывается 93 сахарных завода, из них работающих - около 70. Крупнейшие владельцы заводов - группы компаний "Продимекс" (21), "Разгуляй-УКРРОС" (8) и "Русагро" (7).
   На прошлой неделе министр сельского хозяйства Алексей Гордеев после переговоров с президентом Cargill International SA Дейвом Роджерсом заявил, что американская корпорация планирует инвестировать в Россию $200 млн. Часть этих инвестиций Cargill может потратить на покупку российских сахарных заводов.
   По словам гендиректора одной из крупных российских сахарных компаний, американцы планируют покупку сахарных заводов и поэтому в сентябре специалисты Cargill изучали работу и состояние около 15 предприятий, принадлежащих группам "Разгуляй-УКРРОС", "Продимекс" и компании "Русский сахар". В Cargill эту информацию комментировать отказались, а в "Продимексе" и "Разгуляй-УКРРОСе" подтвердили, что их сахарными заводами интересуются некие "западные стратегические инвесторы". Назвать их председатель совета директоров "Продимекса" Игорь Худокормов и президент группы "Разгуляй-УКРРОС" Игорь Потапенко отказались из-за договора о конфиденциальности. Однако Потапенко уточнил, что речь идет о продаже блокирующих пакетов нескольких сахарных компаний. "Западным компаниям, занимающимся сахарным бизнесом в России, стало сложно работать, не имея здесь активов" - так он объяснил интерес инвесторов и предположил, что первые сделки могут быть заключены в течение полугода. Худокормов таких прогнозов не делает, хотя подтвердил готовность "Продимекса" обсуждать продажу части сахарных заводов.
   Гендиректор Кореновского сахарного завода Сергей Шатохин рассказал, что американские специалисты побывали на его предприятии и Успенском сахарном заводе (оба принадлежат "Продимексу"). "У них была задача собрать полную информацию по российским сахарным заводам для того, чтобы определить, что можно было бы купить", - говорит Шатохин. Однако о вояже Cargill по стране не знают ни в "Русагро", ни в Объединенной продовольственной компании (ОПК).
   Если Cargill действительно купит здесь заводы, это будет очень хорошо для рынка, считает директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. В этом случае он ожидает притока новых технологий, инвестиций, изменения менеджмента и консолидации рынка для лоббирования интересов отрасли.
   Но многие участники рынка не верят в интерес Cargill к местным сахарным заводам. "После того как правительство заговорило об отмене объемной квоты и введении плавающей пошлины на сырец, Cargill вряд ли захочет покупать заводы", - утверждает замдиректора ООО "Доминант-Маркет" Сергей Миронов. Вместо аукционов и квоты Минэкономразвития предлагает ввести с 2004 г. плавающую пошлину, привязанную к котировкам на сырец на Нью-Йоркской товарной бирже (NYBOT). В Sucden также не уверены, что их конкурент будет что-то покупать в России. "Мы покупали сахарные заводы в России (у Sucden сейчас три российских завода), когда они стоили $2 - 4 млн, а самый крупный из них дает сейчас прибыль в $1,5 млн в год. Покупать сегодня завод по $10 - 15 млн - это глупость", - говорит финансовый директор группы компаний Sucden в России Глеб Тихомиров.