28.10.2003  Новая инициатива ГТК существенно изменит позиции производителей красок для волос

   Среди производителей красок для волос царит лихорадочное оживление. Вызвано оно приходом на этот рынок американского гиганта Procter & Gamble, купившего брэнды Wella и Londa. Немецкая Schwarzkopf & Henkel противостоит новому сопернику, раздувая рекламные бюджеты. Российский «Роколор» попытался скрестить с ними шпаги, но отступил. Дополнительную сумятицу внес ГТК, подняв пошлины на недорогую косметику в семь раз.
   В начале октября фуры нескольких косметических компаний были остановлены на таможенных постах. Первым в сети таможенников попался транспорт компании Schwarzkopf & Henkel, а вскоре оказалось, что на постах ожидают своей участи грузовики и других компаний. Так ГТК начал операцию по борьбе с серым импортом.
   Через несколько дней выяснилось, что поводом для задержания стали новые правила провоза товаров по коду 3305 (средства по уходу за волосами). Первая информация из ГТК была весьма противоречивой – сначала в ведомстве пояснили, что речь идет о повышении ставок с $0,6 до $4 за 1 кг, затем – с $0,6 до $1 за 1 кг. Позже выяснилось, что цифры на самом деле совсем другие. До сих пор таможенная пошлина на косметические средства составляла 15% от стоимости товара, указанной в инвойсах. Такая ситуация позволяла импортерам занижать реальную стоимость в разы и соответственно экономить на таможенных выплатах. Чтобы урезонить «недобросовестных» импортеров, была придумана новая схема растаможки.
   «ГТК решил, что краски для волос, независимо от того, ввозятся они производителем или перекупщиком, не должны проходить дешевле $4 за 1 кг, – говорит Андрей Бурла, директор направления розничной продукции компании Londa. – Раньше такого условия не было». Фактически речь идет о повышении пошлин на недорогую косметику, они выросли аж в семь раз.
   «После проведения определенных работ по изучению рынка и в связи со вступлением в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса происходит корректировка таможенной стоимости на некоторые виды товаров, – прокомментировал ситуацию на условиях анонимности один из высокопоставленных сотрудников ГТК. – Все эти меры направлены против серых импортеров».
   Импортеры, естественно, возмущаются. «Мы оплачиваем простои перевозчикам, – говорит Андрей Бурла из Londa. – Конечно, серый товар точно так же простаивает, я понимаю эти меры, но они бьют и по нам. Мы подписываем письма в ГТК, после чего нам позволяют растамаживать товар по старой схеме – 15% пошлины и 20% НДС. Но никаких гарантий ГТК не дает». В результате, по словам топ-менеджера, стоимость перевозки товара обходится компании как минимум на 15% дороже. Впрочем, эти убытки – сущие пустяки по сравнению с изменениями, которые начнутся на рынке с подачи ГТК.
   Российский «Роколор» оказался в первых рядах компаний, выигравших от новых таможенных порядков. Ведь больше всего повышение пошлин подорвет позиции болгарских и польских производителей, продукция которых автоматически мигрирует в более дорогие сегменты.
   Например, цена краски Fara болгарской компании Astera в инвойсе – $0,12 – 0,14 (данные на конец 2002 года), оптовая цена – $0,6. Даже без учета веса упаковки, стоимость 20 единиц этой продукции составит $2,8. Повышение пошлин увеличит стоимость этой краски в рознице с нынешних 25 до 40 рублей и столкнет ее с хорошо разрекламированными марками Londa и Palette.
   Удачно складывается ситуация и для P&G, которая в придачу к Wella и Londa купила и их производственные мощности. А вот ее конкурента – компанию Schwarzkopf, похоже, ожидают не лучшие времена. По мнению источника, знакомого с ситуацией, повышение ставок могла инициировать как раз Procter & Gamble – якобы так компания борется с серым импортом, а попутно и с конкурентами.
   Интереса к российскому рынку не скрывает и Schwarzkopf – наша страна, по словам Быковских, входит в пятерку крупнейших рынков сбыта компании. Впрочем, о трогательных чувствах Schwarzkopf к России таможенникам, видимо, ничего не известно – для этой компании ГТК придумал особые условия провоза.
   Поначалу входной порог для всей гаммы продукции Schwarzkopf & Henkel, по словам Быковских, ГТК установил на уровне не менее $5 за 1 кг. «У нас идут сборные поставки совершенно разных продуктов, – говорит он, – среди них есть ряд дешевых позиций. Мыло, например, весит больше, чем краска для волос, а стоит дешевле. Но растаможить грузовик, если там стоит хотя бы одна коробка этого товара, нельзя. Две недели ушло на то, чтобы все проверить. Сейчас эта проблема вроде бы снята. Тем не менее мы решили замедлить приток товара – когда простаивает несколько десятков фур, это обходится недешево».
   Трудно сказать определенно, с чьей подачи (или самостоятельно) ГТК начал борьбу с серыми импортерами, и кто скрывается под этой личиной. В любом случае, сейчас это уже неважно. Новая таможенная политика играет на руку двум компаниям – американской P&G и российскому «Роколору», и они не замедлят воспользоваться благоприятным климатом. Импортерам же остается подсчитывать убытки, писать письма или задуматься об открытии в России собственного производства. Вот концерн Schwarzkopf & Henkel, например, уже на прошлой неделе объявил, что до конца 2004 года вложит около $11,5 млн в расширение производства на предприятии «Хенкель-Эра» в Ленинградской области, выпускающем моющие и чистящие средства. Мысль чиновников ясна: в конце концов, если P&G заботится об удвоении российского ВВП, то почему другие должны стоять в стороне?