27.10.2003  Счетная палата призывает ввести госмонополию на водку

   Счетная палата призвала чиновников ввести госмонополию на производство водки. Ошалевшие производители оценили идею как "введение социализма в отдельно взятой отрасли". Но аудиторы предлагают монополию не простую, а с рыночными элементами. По их мнению, будущей монополией может управлять коммерческая структура, например, "Росспиртпром" или "Союзплодоимпорт".
   На протяжении своей пресс-конференции, прошедшей в минувшую пятницу, аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов несколько раз повторил, что пора бы уже на алкогольном рынке ввести государственную монополию. По его мнению, и повод для этого есть вполне серьезный: наличие у федерального казенного предприятия "Союзплодоимпорт" прав на несколько товарных водочных знаков. "Мы предложили "Союзплодоимпорту" сделать бизнес-план и попробовать ввести монополию на рынке", - заявил аудитор.
   Казенный "Союзплодоимпорт" начал собирать товарные знаки с осени 2001 года. При активной поддержке Минсельхоза у бывшего владельца марок - ЗАО "Союзплодимпорт" - казенное предприятие забрало основные бренды - "Столичную" и "Московскую". Сейчас в активах "Союзплодоимпорта" около 17 водочных знаков, на производство которых он выдает лицензии. Обладателями и производителями государственных водок уже стали около 30 ликероводочных предприятий.
   Еще один претендент на управление водочной монополией - созданное в 2000 году федеральное государственное унитарное предприятие "Росспиртпром". На сегодня "Росспиртпром" контролирует 137 ликероводочных предприятий и спиртзаводов. Поначалу о "Росспиртпроме" говорили как о будущей монополии, но предприятию не повезло с менеджментом. И когда летом 2002 года на нем поменялось руководство, государство признало: основная миссия - улучшить работу алкогольных предприятий, входящих в "Росспиртпром", - не выполнена, почти провалена, некоторые из заводов оказались на грани банкротства. Через полтора года после создания у предприятия накопилась задолженность перед государством. К 1 июля 2001 года "Росспиртпром" оказался должен государству 1,4 млрд рублей. В Минсельхозе сейчас планируют сделать из ФГУПа акционерное общество с госучастием. После этого, по идее сельхозведомства, должна последовать приватизация "Росспиртпрома". Так что управлять будущей монополией эта компания вряд ли будет.
   Аудиторы возлагают большие надежды на "Союзплодоимпорт". На предприятии о предложениях счетоводов пока не знают. Гендиректор "Союзплодоимпорта" Владимир Логинов, судя по всему, пока с трудом понимает, что имел в виду аудитор Счетной палаты. "Скорее всего речь шла о том, чтобы с помощью контроля за товарными знаками бороться с подделками и фальсификатами", - предположил он. А вот бизнес-план, о котором говорил Владислав Игнатов, похоже, действительно существует. "Это как раз перечень тех мероприятий, которые мы планирует сделать в течение года, - сказал Логинов. - На основании этого нам рассчитывается смета, по ней мы планируем свое финансирование".
   На рынке идеи аудиторов не понимают вовсе. "Что такое госмонополия на производство водки? Это значит, что покупателю будут предлагать выпить только "Столичную", "Московскую" или "Русскую"? - недоумевают производители. - Это предложение палаты очень похоже на попытку ввести социализм в отдельно взятой отрасли".
   Интересно, что результаты проверок аудиторов говорят о том, что большого толка от государства - как от собственника и управленца - нет. По словам Владислава Игнатова, от того, что "Союзплодоимпорт" насобирал водочные марки, государству ни холодно ни жарко: доходов от этого бюджет еще не видел. А все потому, что никто не оценивал стоимость имеющихся в собственности у казенного предприятия брендов. К тому же, как сказал аудитор, предприятие должно финансироваться из бюджета и прибыль перечислять в бюджет, а оно в прошлом году заработало 11 млн рублей на выдаче лицензий и потратило все на себя (за три квартала этого года "Союзплодоимпорт" заработал 25 млн рублей). "Исходя из сметы, которую мы получаем из Минфина, мы должны тратить деньги на себя, а все доходы, которые идут сверх сметы, мы перечисляем в бюджет", - сказал Логинов. Оценить марки гендиректор пообещал до конца этого года.
   У "Росспиртпрома" прегрешений перед государством еще больше. Из результатов проверки Счетной палаты следует, что московское предприятие "Кристалл", 51% акций которого управляет "Росспиртпром", с ущербом для государства продал в прошлом году торговые знаки одних из самых популярных водок - "Гжелка" и "Кристалл". "Гжелка" занимала более 50% в производстве "Кристалла", и доход от нее был самым основным, а теперь одни убытки, в год "Кристалл" платит новому владельцу марки 20 рублей роялти с одного декалитра", - сказал Игнатов.
   Руководство же "Кристалла" "вину" не признает. По словам гендиректора завода Александра Романова, за 9 месяцев 2002 года, когда еще "Гжелка" была в активах предприятия, чистая прибыль "Кристалла" была 172 млн рублей, а за этот же период 2003 года прибыль выросла до 248 млн руб. "Дивиденды мы платим с чистой прибыли, так что нельзя говорить, что мы нанесли ущерб государству", - заявил он.
   У "Росспиртпрома" проблемы не только с марками. Его фактически обвинили в уклонении от уплаты налогов. Министерство по налогам и сборам уже направило соответствующие документы премьер-министру Михаилу Касьянову.
   "Росспиртпром" не выполняет условия реструктуризации. Невыполнение обязательств по реструктуризации автоматически означает, что налоговики вправе заставить платить налоги в принудительном порядке. А если у них это не получится, можно начинать банкротить предприятие. Уже сейчас Межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам заморозила 55 счетов "Росспиртпрома. Если средства на счет от "Росспиртпрома" не поступят, налоговики получат право прийти с судебными приставами и описать имущество предприятия. Имущество предприятия будет продано - однако если вырученных от продажи средств на покрытие долгов не хватит, "Росспиртпрому" грозит банкротство.
   "Марочные" водки всегда идут хорошо. Когда генеральным секретарем ЦК КПСС стал бывший председатель КГБ Юрий Андропов, на прилавках появилась водка, в народе названная "Андроповкой". Градус у нее был невелик - 37,5, но и цена невысокая - 4,12 рубля за бутылку. Очереди за "Андроповкой" выстраивались приличные. Хорошую услугу оказал "Кристаллу" Борис Ельцин, сказав, что предпочитает "Гжелку" всем другим водочным маркам. Утратив права на нее, руководство "Кристалла" планирует выпустить водку "Путинка" (разрешения Владимира Путина завод не запрашивал). "Путинки" (0,5 литра) будут продавать по 65 рублей.