27.10.2003  Российские сборщики компьютеров продолжают удерживать рынок

   Ценовое преимущество компьютеров российской сборки перед зарубежными стремительно тает из-за общего удешевления компьютерных компонентов. Тем не менее эксперты и игроки рынка говорят, что отечественная сборка будет и дальше доминировать в России - из-за спорной ценовой политики международных компаний на локальных рынках, большей гибкости местной сборки в вопросах комплектации, а также специфики отечественного бизнеса.
   Российские покупатели традиционно смотрят в первую очередь на ценник компьютера, поэтому низкие цены всегда были серьезным аргументом в пользу отечественной сборки. По единодушным данным аналитиков, лидирующие позиции по числу проданных компьютеров занимают российские компании.
   Недавний выход американской Hewlett-Packard (HP) на 1-е место в России по числу проданных настольных компьютеров (по версии аналитической компании IDC) - скорее исключение, чем правило. Кроме HP во II квартале 2003 г. в десятку крупнейших сборщиков из иностранных компаний попала лишь IBM - и то только на 9-е место. Генеральный директор российского отделения HP Роберт Белльманн объясняет лидерство компании по продажам персональных компьютеров тесной работой с российскими корпоративными партнерами.
   Цены на компьютерную технику продолжают снижаться, а в последние годы этот процесс подстегнуло усиление конкуренции на мировых рынках. Казалось бы, международные компании должны начать теснить в России локальных сборщиков - ведь при снижении цены разница в деньгах должна также снижаться. Впрочем, глава московского представительства IDC Роберт Фариш говорит, что процентное соотношение разницы между собранными в России и за рубежом компьютерами снизилось незначительно.
   По словам Фариша, очень значительно упали цены в сегменте ноутбуков. Тем не менее преимущество местной сборки сохраняется и на этом рынке. "Местные сборщики могут подбирать конфигурацию мобильных компьютеров на заказ. В сегменте настольных компьютеров преимущество также имеет тот сборщик, который может обеспечить минимальное время между сборкой компьютеров и его продажей, - говорит Фариш. - Все дело в том, что цены компьютерных компонентов могут значительно измениться за две недели - обычное время доставки техники из Европы".
   По словам директора по маркетингу Rover Computers Андрея Андреева, в сегменте ноутбуков, переживающем самое значительное снижение цен, доля российских сборщиков растет. По его мнению, международные компании проигрывают отечественным сборщикам потому, что не могут снижать цену компьютеров на российском рынке ниже европейского уровня. "Иначе они столкнутся с серыми поставками техники из России обратно в Европу", - поясняет Андреев.
   Однако директор по маркетингу представительства Fujitsu Siemens Computers в России и СНГ Владимир Колин считает, что международные компании смогут потеснить российских сборщиков по мере того, как на рынке будут устанавливаться цивилизованные правила игры. "Если договориться, что мы в Европе и правила игры одинаковы для всех, то проблем у локальных сборщиков прибавится", - уверен Колин. По его словам, на западных рынках в корпоративном сегменте доминируют международные брэнды, а локальная сборка играет более значимую роль в потребительском секторе. В России же своя специфика. Колин рассказывает, что Fujitsu Siemens расширяет местную сборку компьютеров для продаж не только крупным корпоративным заказчикам, но и среднему и малому бизнесу.